Расположен к северо-западу от Новгорода в верхнем течении реки Веряжи. Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1411 году. При архиепископе Евфимии II, постриженнике монастыря, создается новый архитектурный ансамбль, ядро которого составляют два каменных храма: Николая Чудотворца и Иоанна Богослова.
В конце XVII - начале XVIII века происходит полное обновление строений монастыря. Они украшаются многочисленными разноцветными изразцами. В 1988 году монастырь передан в ведение Русской православной церкви. С 1995 года женский монастырь получил статус ставропигиального. В 2005 году архитекторы-реставраторы Н.Н. Кузьмина и Л.Е. Красноречьев получили Государственную премию за реставрацию монастырского комплекса.
На переднем плане церковь Иоанна Богослова с трапезной церковью Вознесения Господня (1694-1698 гг.)
Святые врата XIX века
Уникальной особенностью монастыря является убранство фасадов и интерьеров полихромными изразцами
Наибольшим богатством изразцового декора отличается трапезная церковь во имя апостола Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму. Для рельефных рисунков характерны укрупненные размеры. Апсиды украшены тремя поясами и имеют шесть изразцовых наличников. В наличниках используются изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, крестов, что довольно редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII столетия.
Галерея-переход с крыльцами (западным и восточным) и церковь Николая Чудотворца и Евфимия Вяжищского
Живописный пруд на территории монастыря
Соборная церковь Николая Чудотворца и Евфимия Вяжищского
В 1681 г. на месте обветшавшего Никольского храма был заложен двухэтажный, четырехстолпный, пятиглавый, окруженный папертью и галереями собор с тем же посвящением. В 1691 г. в подцерковье собора, над могилой святителя Евфимия, был освящен придел в его честь. Здесь почивали под спудом мощи святителя и хранились его вериги. Трехапсидная постройка, два этажа, увенчанные пятиглавым навершием, галереи и крыльцо - черты, типичные для московского зодчества того времени.
Арочный пролёт галереи-перехода
Образцы изразцовых плиток
В самом начале рассказа я употребила термин «ценинные образцы (изразцы)». Давайте с вами определимся, что же это такое?
Во второй половине XVII века, в связи с усиленным влиянием Запада, в России распространяется многоцветная поливная керамика. В памятниках того времени производство разноцветных поливных изделий называется «ценинным» делом и самые произведения, в том числе и разноцветные поливные изразцы, «ценинными». По Далю («Толковый словарь»), слово ценинный является синонимом слова ценный, цененной, которым в старину называли вообще всякую хорошую посуду, привозимую из-за рубежа, в отличие от домашней. Отсюда и заграничные мастера, как мастера более ценных вещей, назывались ценинными мастерами. Необходимо однако отметить, что наименование ценинный имело преимущественное применение к произведениям, окрашенным синей краской, которая после зеленой сделалась самою распространенной. Ценинными обозначались фарфор, фаянс и глиняная посуда, покрытые муравою или краскою синего цвета. В некоторых случаях слово ценинный приобретало значение синонима слова синий.
На переднем плане западное крыльцо галереи-перехода
Юго-западная сторона монастырского ансамбля
До сих пор точно не известно, где изготовлялись изразцы для Вяжищского монастыря. Версий несколько, роскошная мозаика была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре на Валдае. В Вяжищском монастыре изразцы введены в декор крылец, используются как вставки на галереях, в обрамлении окон и двери, применены в нишах стен, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.
Чаще всего на небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Но можно встретить на плитках изображение единорога, двуглавого орла, крест, вазу с крупным цветком-плодом. Это многообразие сюжетов особенно заметно, как я уже сказала, на церкви Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее свободен от изразцов, второй же ярус, наоборот, поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхнего этажа.
Вот такой необычный и нарядный памятник культуры и храмовой архитектуры можно увидеть в деревне Вяжищи.