Пятигорск. По пр-ту Кирова до парка Цветник

Mar 21, 2023 08:44




Проспект Кирова проходит через всю центральную часть Пятигорска, являясь его градообразующей осью. Первоначально улица никакого названия не имела, но после того, как в конце 20-х годов XIX века посредине ее были посажены деревья, стала именоваться Бульваром. Он делился на Верхний (от крайней верхней точки до Безымянного переулка), Средний (от Безымянного переулка до улицы Большой Средней, ныне К. Маркса) и Нижний (от улицы Большой Средней до западного окончания поселения. Первые здания появились здесь в 20-х годах XIX века. Продолжение главной улицы складывалось согласно плану будущего города Пятигорска, составленному Иосифом Бернардацци в 40-50-х годах. К концу 80-х годов кварталы, дотянувшиеся почти до нынешнего проспекта Калинина, были уже полностью заняты жилыми усадьбами, а также общественными и казенными зданиями. За последующие два десятилетия улица, получившая название Царская, оказалась застроенной до площади у железнодорожного вокзала, который появился здесь в 1894 году. В 1903 году по главной улице города была проложена трамвайная линия, связавшая железнодорожный вокзал с курортным районом у подножья Машука. В 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых, широко отмечавшегося Россией, Царская улица была переименована в Романовский проспект, а в 1918 году он был назван проспектом Свободы. Несколько позднее ему дали название Советский проспект, а в 1952 году он стал именоваться проспектом Кирова в память о государственном деятеле и активном участнике революционных событий на Северном Кавказе С.М. Кирове.
Сегодня нас интересует проспект в самом своём начале, до парка Цветник. Несмотря на свою крупную значимость, мне удивительно называть эту часть улицы проспектом. Провинциальная, тихая, медлительная жизнь протекает здесь.

Первое на пути здание - Ново-Сабанеевские (Пушкинские) ванны. Фотография 1920-ых гг.



Сейчас проводится реставрация Верхнего корпуса, поэтому подобный ракурс, как на старом фото, не доступен.
Вид на Нижние ванны



Ново-Сабанеевские ванны сооружены на месте бывшей усадьбы Е.А. Хастатовой, вдовы генерал-майора и родной сестры бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной. В 1820 и 1825 гг. в этой усадьбе Арсеньева гостила с внуком-подростком, Мишей Лермонтовым. Позже уже известный в России поэт Михаил Лермонтов бывал здесь у дяди А. А. Хастатова, после смерти которого усадьба стала собственностью Былим-Колосовского, а затем была выкуплена казной...





На месте усадьбы в 1899 году началось строительство двух ванных корпусов - Большого (нижнего) и Малого (верхнего), под руководством знаменитого архитектора Андрея Клепинина. Мы уже видели его Главные нарзанные ванны в Кисловодске. Но, не будем отвлекаться. В Пятигорске Малый корпус, женское отделение, был закончен в 1900 году, а Большой, мужское отделение, - на год позже.







Ванны получили название Ново-Сабанеевских. На горе Горячей уже существовали Сабанеевские ванны, построенные на средства генерала Сабанeeва. Это название решили сохранить для новых ванн, учитывая популярность Старо-Сабанеевских.



Оба корпуса сооружены из желтого пятигорского кирпича на высоких цоколях из тесаного камня - травертина, который доставлялся с карьера возле Машука.
Архитектурный облик комплекса выдержан в стиле эклектики. Здания украшены причудливыми башенками, фигурной кладкой, лепными фигурами и орнаментами. Но, хотя корпуса и построены в едином стиле, черты Верхних и Нижних ванн различаются.
В 1924 году в честь 125-летия со дня рождения А.С. Пушкина Ванны переименовали в Пушкинские.

Несколько фотографий проспекта для атмосферности.
Между сторонами улицы, по центру, проходит зелёная пешеходная зона.









В современный период проспект имени Кирова местные жители называют Бродвей.



Мне приглянулся дом №12б красивым аттиком, и соседний №14, живописной верандой (фотографии ниже).





Но надо было приглядеться и к дому №12а (нижнее фото с Яндекс.карт).



В начале 1830-х годов это была большая усадьба, два жилых пятиоконных дома (ныне - дом 12б и дом 12а) которой выходили на Бульвар. Между ними был въезд в усадьбу. В 1881 году венгерский художник М. Зичи «поселил» здесь героиню повести «Княжна Мери».
Одноэтажное здание изначально было построено из дерева в классическом стиле. Местные жители считали его одним из лучших в городе. Михай Зичи, создавая иллюстрации к роману М. Лермонтова «Герой нашего времени», решил, что именно этот дом наиболее соответствует описанному в книге месту жительства княжны Мери. С тех пор здание иначе, как дом княжны Мери, не называли. В конце XIX века дом для надежности был обложен кирпичом и принял современный вид.

Вы, наверное, успели заметить, что мы ходим змейкой, передвигаясь с чётной стороны улицы на нечётную и обратно. То там что-то интересное увидим, то тут. Пилоны исчезнувших ворот с указанием дома так живописны, как не заглянуть во двор?



Сразу две находки двора: «Подкидыш»



Делала я когда-то серию фотонатюрмортов под общим названием «Когда мы больше не нужны». Напомнило.

«Найдёныш»



Ну, «найдёныш» - этот совсем не то же самое, что «подкидыш». Вполне себе ухоженный малыш шотландской вислоухой кошки. Он тут погулять вышел, и мы его нашли, гуляющим по двору.
Двор, кстати, был таким



Идём по Кирова дальше





Одно-, двухэтажные особняки сменяет помпезное здание театра оперетты



В предыдущей части коротко рассказывала историю здания, теперь стоит её дополнить. Здание выполнено в стиле неоклассицизма, с элементами модерна, состоит из трех основных симметричных объемов. Трехэтажный и трехчастный западный ризалит с широкими балконами образован двумя угловыми прямоугольными башнями. На нижнем, приземистом этаже этого ризалита находится просторный вестибюль с гардеробом и въезд во двор. Высокий средний этаж имеет полуциркульные окна разных размеров, которые освещают фойе театрального зала. Фасад этого этажа украшен художественными панно из глазурированной керамики.



Высокий третий этаж с прямоугольными окнами, которые освещают фойе балкона зрительного зала, более скромен. Башни ризалита завершаются лепными фризами и модульонами с триглифами, которые поддерживают выступающие карнизы, а также сложным ступенчатым куполом на четырехгранном основании, украшенном щипцами с арочными окнами.



Средний объем здания занимает большой железобетонный зрительный зал с балконом на тысячу мест. Рустованный нижний полуэтаж с широкими прямоугольными окнами был предназначен для бильярдных комнат.
Восточный ризалит самый высокий, так как заключает сцену и механизмы с подъемными декорациями.



Здесь также находятся артистические уборные и отдельный вход. Его фасад украшают гигантские пилоны, идущие от карниза до цоколя. Тяги расчленяют фасад на три уровня, убывающих по высоте. Нижний рустованный уровень, заключающий сцену, равен по высоте зрительному залу и имеет такой же фриз. Этот уровень украшен узкими высокими прямоугольными окнами и художественными панно из глазурированной керамики. Верхние уровни восточного ризалита имеют высокие полуциркульные окна разной ширины. Самый верхний уровень украшен керамическими панно и фризом, а также декоративным ионическим пояском. Над выступающим карнизом помещен ступенчатый аттик с парой вазонов.

Дом для неимущих офицеров, построенный на пожертвования в 1832 году по проекту братьев Бернардацци.



Одно из старейших зданий в Пятигорске. В прошлом - дом для неимущих офицеров (здесь размещались офицеры, лечившиеся на курорте, но не имевшие для этого достаточных средств), в настоящее время - это главный корпус курортной поликлиники. Добротное, надёжное здание строгих форм. В одной из комнат помещалась канцелярия, которую по долгу службы посещал М.Ю. Лермонтов, о чём остались некоторые свидетельства.

Ермоловские Ванны



Грязелечебный комплекс в Пятигорске был возведен по указанию генерала Ермолова в 1821 году. До этого ванны представляли собой выдолбленные в скале углубления, и все желающие искупаться в целебных водах были вынуждены приносить с собой ширмы для переодевания.



Генерал Ермолов распорядился в кратчайшие сроки оборудовать лечебницу. Первоначально по проекту зодчего И.Ф. Руска была построена деревянная купель, в которой помимо самих ванн были оборудованы места для отдыха и раздевалки. Здание в форме креста было построено из сосновых брусьев на каменном фундаменте, в центральной части его украсил бельведер.
Одними из первых посетителей этих ванн были А.С. Пушкин, М.И. Глинка, Д.В. Давыдов, Н.Н. Раевский. Когда здание обветшало, его снесли, а затем перестроили в камне.



Проект новых ванн разработал архитектор В. И. Грозмани. Для фундамента использовался машукский известняк. Одноэтажное здание на высоких подвалах сооружено в кирпичном стиле эклектики, преимущественно, романского направления. Оно состоит из двух одинаковых и смежных флигелей крестово-купольной схемы, типичной для храмов. Небольшие купола подняты на световые барабаны. Низ стен обрамляет кирпичная рустовка. Фасады украшены разнообразными декоративными деталями, искусно выполненными с помощью рельефной кладки из кирпичей разного цвета. Заметно обилие парных окон с наличниками. Фасадные торцы флигелей имеют три высоких арочных окна и одно круглое. Тупой угол между смежными торцами флигелей, вызванный кривизной выделенного участка, зодчий искусно прикрыл замысловатым входным порталом с высокой лестницей. Двойной дверной проём и круглое окно портала украшены декоративным цветным обрамлением.



При всем эффектном внешнем разнообразии внутреннее убранство было строгим и функциональным. Ведь ванны предназначались только для лечения военнослужащих. Однако, за период своего существования лечебница неоднократно меняла свой профиль. За Ермоловскими ваннами впритирку находится здание Николаевских (ныне - Лермонтовских) ванн.

Вплотную подошли к парку «Цветник» и Лермонтовской галерее в нём.



Тут надо немного рассказать и о самом парке «Цветник». Летом 1828 г., очищенный от строительного материала и мусора, большой бугристый пустырь перед новым зданием Николаевских (ныне - Лермонтовских) ванн по указанию генерала Г.А. Емануэля и по плану зодчих - братьев Бернардацци - был распланирован под площадь с небольшим партером. Новый партер получил название Николаевского цветника, т.к. находился перед Николаевскими ваннами. Летними вечерами военные музыканты исполняли популярные музыкальные пьесы для публики, гуляющей по бульвару и цветнику.



К 1850 г. Николаевский цветник уже стал признанным центром местной курортной жизни. Ради охраны минеральных источников, в цветнике было запрещено строить капитальные сооружения. Допускались только легкие деревянные постройки. В 1858 г. Николаевский цветник был расширен по плану зодчего С. Уптона до самого бульвара. На новом участке были посажены 45 различных деревьев и множество кустарников, устроено 14 цветочных клумб.



У западного края Николаевских ванн по проекту Уптона была построена большая деревянная галерея (Николаевский вокзал). Открытие прямого железнодорожного сообщения с Кавминводами сделало курорты небывало популярными местами отдыха и лечения. Тут возникла необходимость предоставить отдыхающим в Пятигорске новые возможности для развлечения и проведения свободного времени. Нужен был павильон по примеру Курзала в Кисловодске, который обладал просторным зрительным залом, сценой и ресторацией. В 1901 г. перед Николаевскими ваннами была построена металлическая Лермонтовская галерея, связанная переходом с Николаевским вокзалом. Соединив два строения крытым переходом, получили один большой комплекс со зрительным залом, библиотекой, рестораном и администрацией.



Это удивительное здание в плане архитектурного стиля стоит особняком среди других зданий исторического центра города. Оно выделяется легкостью, необычным световым решением всей конструкции. Появилось оно, как я уже сказала, в 1901 году, к 60-тилетней годовщине смерти М.Ю. Лермонтова, и названо в честь великого поэта.



В этот период в России становится популярно «металлическое» направление в архитектуре. За рубежом этот стиль использовался уже давно, но на Кавминводах зданий из стекла и металла еще не было. Эскизы новой галереи в стиле эклектики и модерна разработал Иван Иванович Байков. Создание проекта, изготовление каркаса, металлических частей здания и многочисленных кованых декоративных деталей было поручено варшавской компании «Вл. Гостинский и Ко», которая владела заводами в Санкт-Петербурге, а кроме того производила изумительные цветные «двойные» стекла.



В советское время Николаевский цветник стал называться курортным парком «Цветник», к которому был присоединен и парк на Горячей горе до самой Академической галереи. В 1926 г. ветхое здание Николаевского вокзала было снесено, а на его месте устроены экзотическая пальмовая аллея, банановые и цветочные клумбы, фонтан. Вход в Цветник был платный.

Этому парку посвящена целая глава в знаменитом романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928).
Некоторые сцены одноимённого фильма режиссёра Леонида Гайдая также были сняты в Цветнике.



Искусственная пещера - грот Дианы, в прохладной тени которого можно было отдыхать от курортного солнца.



Изначально пещера называлась в честь первого в истории успешного покорения Эльбруса, которое совершил в 1829 году один из членов экспедиции под руководством начальника Кавказской укрепленной линии Георгия Эммануэля. Однако позже ее переименовали в грот Дианы - древнеримской богини растительного и животного мира.




«Во избежание летних жаров и пыли» к лету 1890 г. в центре цветника был устроен большой круглый фонтан. Но просуществовал он не долго. В конце 1905 г. Управление КМВ решило преобразить территорию цветника. Следующей весной из его середины был убран большой фонтан, а различные торговые киоски были перенесены ближе к выходу. Появились новые клумбы. Был сооружен небольшой фонтан, распыляющий воду.



В центре фигура мальчика с рыбой, копия известной статуи «Счастливый улов» (скульптор И. Андреолетти).



В советское время к курортному парку «Цветник» был присоединен и парк на Горячей горе до самой Академической галереи. Здесь можно погулять по пересечённой местности, полюбоваться малыми архитектурными формами, увидеть ещё пару мест, где снимался фильм «Двенадцать стульев».



Скульптура орла



Первая скульптура Орла на уступе Горячей горы появилась весной 1901 года. Создал её ростовский скульптор Л.К. Шодкий по эскизу И. Крылова.
Судя по старым открыткам, за минувшее столетие изображение Орла не раз изменялось. На первом, более экспрессивном, изваянии голова птицы с полуоткрытым клювом была склонена в правую сторону и она хищно смотрела на змею левым глазом; крылья имели довольно большой размах. Во время революций и гражданской войны Орел на Горячей горе, изображение которого кому-то напомнило герб Российской империи, лишился головы и части крыльев. При восстановлении голова была повернута отчего-то в левую сторону. Во время Отечественной войны курортный Орел опять серьезно пострадал, из-за опасного сходства с крылатым символом Третьего рейха. После войны появилось новое изображение Орла, более статичного вида, который мы знаем и ныне - голова с закрытым клювом опущена вниз, изменена форма крыльев, уменьшено их оперение. Автором этого варианта мог быть скульптор Н. М. Хаустов. А 15 октября 1973 г., по договору с Ленинградским комбинатом декоративно-прикладного искусства, цементная фигура Орла на Горячей горе была заменена его бронзовой копией, отлитой со слепка на невских берегах.

Кадры из фильма «Двенадцать стульев» (1971 г.)



Арчил Гомиашвили в роли Остапа и Сергей Филиппов в роли Кисы Воробьянинова



Скульптура орла и Китайская беседка на дальнем плане



Жёлтая акация.



Китайская беседка



В западной части Горячей горы на самой ее вершине стоит одинокая металлическая беседка, которую называют Китайской. Это далеко не первая беседка на этом месте. Вначале сюда перенесли старую беседку из парка «Цветник», но она уже тогда была ветхой. Весной 1902 г. по рисунку зодчего А.Н. Клепинина была создана новая беседка в «китайском духе» с крышей как у буддийских пагод. В деревянные решетчатые рамы, которые украшали беседку, вставили цветные стекла, оставшиеся от сооружения железной Лермонтовской галереи. Они очень здорово смотрелись в модной по тем временам беседке, которую стали называть Цветной.
После революции 1917 г. беседку переименовали, и она получила революционное название «Свобода». В годы Гражданской войны деревянную беседку разобрали на топливо.
На старом основании в 1952 г. возобновились работы по реконструкции беседки в «сталинском стиле» со звездой на шатровом куполе - хотели преподнести своеобразный подарок товарищу Сталину. В 1953 году он ушел из жизни, и о незавершенном проекте забыли.
Через несколько десятилетий скульптор И. Ф. Шаховская спроектировала новую беседку, которая стала ее «подарком любимому городу». Металлический ажурный павильон украсил Горячую гору летом 1976 г. Из-за причудливой архитектуры его назвали «Китайской беседкой».

Отсюда открывается прекрасная панорама на снежные горы Кавказа, замечательный вид на горы Бештау и Машук, и на город Пятигорск. Можно полюбваться на дом Самуила Уптона (под зелёной крышей) с нового ракурса.




Вид на Спасский собор. А перед собором видна лёгкая воздушная постройка, спустимся к ней.



На краю парка «Цветник», у самого входа находится красивое здание в стиле модерн - кофейня А.А. Гукасова.



Кофейня построена по проекту архитектора С.И. Гущина для кондитера А.А. Гукасова.



А.А. Гукасов в 37 лет привез из Баку в Пятигорск мать, одиннадцать братьев и сестру, купил небольшой дом на Теплосерной и взял в аренду первую кондитерскую. Ванильные булочки тогда ему особенно удавались. А рядом управляла меблированными комнатами интересная молодая женщина, немка по национальности, Елизавета Власьевна. В 1901 году они поженились.
Дела у четы Гукасовых шли хорошо. Супруги даже завели собственную гостиницу, ее и сейчас знают в городе как дачу Эльзы - по имени бывшей хозяйки. Это одно из самых интересных строений в городе - как и здание кофейни, которую вскоре решил построить Гукасов. Чтобы заработать на нее или, может быть, чтобы заставить строгую и холодную Эльзу скучать, Александр Александрович вместо одного богатого горожанина ушел на русско-японскую войну. Предприниматель вернулся невредимым. Заработавшая кофейня быстро стала считаться самым «приличным» местом в городе. А пирожные, которые здесь продавали, - самыми вкусными.



Из-за отсутствия детей брак с Эльзой распался. Ее место заняла простая девушка Матрена, вскоре подарившая ему двух наследников.
В лихое революционное время Гукасовы в своем доме прятали то красных от белых, то белых от красных. Власть в городе не раз менялась. Когда город окончательно остался за красными, Гукасова собирались расстрелять - как «неблагонадежного». Его уже практически вели «к стенке», но бежавшая за ним с ребенком на руках Матрена по счастливой случайности наткнулась на того самого красного командира, которого некогда они с Александром прятали у себя. Мужа тут же отпустили.
С приходом власти Советов кофейня перешла в руки государства, превратившись в курортную столовую. В 1933 году Гукасова и всю его семью репрессировали и отправили в Сибирь.
В 90-ые годы прошлого века здание кофейни отреставрировали. Местные жители до сих пор называют её по имени первого владельца. Рядом с кофейней появилась современная скульптура Кисы Воробьянинова. Автор работы - скульптор Равиль Юсупов. Впрочем, почему бы и нет. Воробьянинов тоже, как и хозяин кофейни А.А. Гукасов, настрадался от советской власти.



А я заканчиваю свой рассказ о парке «Цветник».




проспект Кирова, горы, эклектика, парк Цветник, гора Горячая, модерн, туризм, архитектура, архитектурный стиль, Пятигорск, путешествие, Кавказские Минеральные воды, лермонтовские места, с высоты птичьего полёта

Previous post Next post
Up