Комфортный климат, чистый воздух, прекрасная архитектура. А если ещё удастся совместить отдых с любимой и интересной работай, то будет жизнь, похожая на сказку, ну или по крайней мере, кино. В сказки я всё реже верю, так что поговорим о кино, при этом постараемся не изменить нашей постоянной теме: обзорной по городу с пристальным взглядом на отдельные архитектурные объекты.
Так вот кино. Сузим рамки до советского кинематографа, мне он как-то ближе. И даже тогда список картин, которые снимали в Ставропольском крае с натуры, останется не маленький. Нашествию кинематографистов не раз подвергались и Ессентуки.
Первое же место, где мы остановимся, грязелечебница им. Семашко.
В 1915 году в Ессентуках, по проекту архитектора Е.Ф. Шреттера, была построена крупнейшая «Алексеевская Грязелечебница» названная в честь цесаревича Алексея, сына императора Николая II. Присвоение Грязелечебнице имени Н.А. Семашко - первого наркома здравоохранения произошло после революции в 1923 году. Грязелечебница им. Н.А. Семашко поражает своей красотой, по своему художественному и инженерно- техническому оснащению занимает одно из первых мест в Европе.
Такую красоту не могли не заметить кинематографисты.
И Киса Воробьянинов снимает шляпу пред этой красотой, чтобы произнести свою знаменитую фразу:
- Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.
"Он мучился, погрязая в стыде, ...и, не глядя на гуляющих, жевал три врученные ему фразы. Подавали не то чтоб мало, но как-то невесело. Однако, играя на чисто парижском произношении слова «манж» и волнуя души бедственным положением бывшего члена Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три". Эксцентрическая комедия «12 стульев» режиссёра Леонида Гайдая, снятая в 1971 году по одноимённому роману И. Ильфа и Е. Петрова, где Остапа сыграл А. Гомиашвили, Кису - Сергей Филиппов, а «место паперти» в городе Пятигорске сыграла «паперть» в Ессентуках. Несмотря на маленькие коллизии, эта работа Гайдая и непревзойдённая игра актёров нам кажется более убедительной, чем кинолента другого режиссёра, снятая пять лет спустя.
Здание грязелечебницы построено в стиле античного неоклассицизма. Замыслом архитектора было придать ему подобие древнеримских Терм III-IV веков с их монументальностью и изысканностью. Подобно термам, здание проектировалось состоящим из двух частей - мужской и женской. От себя скажу, что мне оно со всем своим декором напоминает что-то греческое.
Здание сооружено из местного камня, своды бетонные под черепичной кровлей, изготовленной по римским образцам. Снаружи стены отделаны грубо обработанным рустованным кисловодским доломитом, добытым в Аликоновском ущелье. Каждому вырубленному блоку придан вид глыбы дикого камня.
Главный фасад украшен портиком с двумя рядами ионических колонн. По сторонам от парадного входа на высоких постаментах установлены скульптуры древнегреческих богов - бога врачевания Асклепия (Эскулапа) и его дочери богини чистоты и здоровья Гигеи (скульпторы Л. А. Дитрих и В. В. Козлов). Вот и подтверждение моим словам. Пошли греческие мотивы. У А.И. Куприна помнится, веселила меня одна фраза: «Мы теперь возлежим, точно древнеримские греки». Видно же невооружённым глазом, стоит клиния, на ней возлежит древнегреческий бог, а ни какой не римлянин.
Ко входу ведут пологие пандусы, охраняемые двумя скульптурными фигурами львов. Львы прижимают лапами змей, что призвано символизировать победу человека над болезнями. Львов мы с вами уже лицезрели.
На фасадах лечебницы - барельефы на темы медицины и здоровья, также выполненные скульпторами Дитрихом и Козловым. Барельеф при парадном входе изображает бога Посейдона, дарующего людям воду.
Внутри таких заведений я чувствую себя неловко. Люди по делу пришли, а мы поглазеть. Но всё-таки заглянем на минуточку. На высоте 15 метров световой фонарь, украшенный барельефами и мифологическими скульптурами.
В междуоконных простенках помещения размещены низкорослые фигуры атлантов, несущих тяжесть перекрытия.
По боковым стенам во всю их длину скомпонован объёмный орнамент из завитков листьев аканта со вставкой в них композиционного рисунка фигурок животных.
По обе стороны зала ожидания расположены копии скульптур: справа - Венеры Капитолийской (280-320г.г. до н.э.), Дафны морской Нимфы (автор немецкий скульптор Эмиль Вольф (1802 -1879 г.г.)); слева - Аполлона - бога искусства, света и Гермеса - бога почтовых служащих, торговли и плутов. Венеру и Гермеса можно увидеть на фотографии ниже.
Грязелечебница им. Семашко находится рядом с Курортным парком, ну как не зайти в зелёную зону?
По сравнению с другими парками КМВ мне он показался более заброшенным. Но сейчас за него взялись хозяйственники и приводят потихоньку в порядок.
История курортного парка в Ессентуках началась в 1847 году, когда граф Воронцов, который в те годы был наместником Кавказа, решил озеленить Ессентукский курорт. «Надобно подумать, - писал он директору Вод, - каким образом посадкой деревьев украсить это совершенно голое и безобразное место, со всех сторон открытое ветрам». И уже с 1849 года в Ессентуки стали завозить саженцы деревьев и кустарников из Тифлисского ботанического сада и из Варшавских питомников. Тогда же для дренажа болота и закладки парка в Ессентуки были направлены 2 роты солдат. Солдаты высадили в парке 7,5 тысяч деревьев. Для парка привозили деревья со всего мира. И уже скоро здесь насчитывалось 186 пород деревьев и кустарников! Говорят, многие из тех первых деревьев сохранились в парке и до наших дней.
В народе главную аллею парка метко прозвали Гастрит-стрит. Так что выражение, приближаться к гастриту или удаляться от него, здесь имеет ещё и метафорический смысл.
Пройдём по аллеям парка. Не могу объяснить, но мне удобнее показывать картинки от конца к началу, вроде мы уже находимся в глубине парка и идём к выходу. А если картинки показывать в нужном порядке, то получится, я вас заведу в чащу и там брошу, потому что записям придёт конец.
А чаща выглядит так
В глубине от центрального входа, в противоположной части парка, находим лестницу к смотровой площадке.
Лестница на стадии реставрации. Со смотровой площадки кроме ея самой ничего не видно.
Площадку венчает беседка «Ореанда» в виде полукруглой колоннады. Когда-то из беседки «Ореанда» открывался потрясающий вид на Эльбрус, Кавказский хребет, Бештау и Машук. Но деревья выросли, город застроился, и такого вида больше нет.
А на площадке лестницы, что ведёт к смотровой, сохранился грот «Дамские слезы»
За решеткой грота слышен звон капель. Вода просачивается сквозь толщу каменной породы и по капле падает с потолка грота в небольшое озерцо. Этот звон напоминает капающие слезы.
Каждому прохожему станет интересно, кто же там плачет в гроте. Я надеялась увидеть девицу, но, увидев нечто, отпрянула. Видимо дама, от долгого сидения в темноте сырого грота, превратилась... в каменный дух пещеры.
У подножия лестницы имеются и «Мужские слезы»
Задумывался и создавался бювет «Мужские слезы» до революции совсем иначе, но потом был разрушен. Новая постройка создана по проекту известного в те времена архитектора Н.Н. Семенова. Бювет имеет вид крестообразной колоннады с крышей и куполом в центральной части. Проработал бювет почти до конца советских времен. В настоящее время он не функционирует, находится на стадии реставрации.
Возле него в кустах обнаружили символ КМВ - орла
Сам орёл выглядел гордо и ладно, но в декоративном гроте под ним опять кто-то сидел...
то ли Сирин, то ли Гамаюн. Проверять не стали.
А вы хотели одни в чаще остаться. Так что держимся рядом, выбираемся вместе, случайных встреч избегаем.
К слову сказать, в парке имеется беседка «Случайные встречи» - место случайных встреч «водяного общества».
Находится беседка неподалёку от Верхних Николаевских ванн
Поднявшись из Аллеи источников на верхнюю террасу парка, вы окажетесь перед зданием Верхних ванн. Ныне это - главный бальнеологический центр курорта. Он расположен на одной из верхних аллей Лечебного парка, на так называемой Щелочной горе.
В 1898 году по проекту архитекторов Н.В. Дмитриева и Б.К. Правздника в Ессентуках были построены Верхние (Николаевские) ванны, названные в честь императора Николая II. Здание одноэтажное, выстроено из местного светло-желтого кирпича с применением форм позднего русского классицизма. В оформлении его главного и боковых фасадов использованы элементы русского ампира и барокко. Оригинально выполненная планировка здания - представляет собой почти правильный квадрат со сторонами по 64 м. В центре квадрата возведен отдельный павильон в виде кольца, который соединен с основным зданием переходами.
Внутри сооружения расположены летние дворики, украшенные цветниками и скульптурами мифологических героев. Верхние ванны были построены для людей богатого сословия, поэтому отвечали самому высокому требованию аристократии. Восхищало своим великолепием внутреннее убранство залов ожидания и отдыха. Ванны в кабинах были изготовлены из цельных кусков мрамора, специально привезенного из Италии. Такие ванны сохранились в некоторых кабинах до наших дней.
Что-то у нас скульптуры Дорифора (Копьеносец) и Геракла всё со спины. Исправляюсь, сняла для вас скульптуру младенца с лица. Фигура венчает центральный фонтан. Н-да, а он на юного Ульянова похож с октябрятского значка. Надо же.
Возвращаемся на аллею источников. Бювет 1915 года постройки, перед ним скульптура «Борющиеся купидоны».
Сначала я не могла понять, что они не поделили, пока не прочитала надпись на газоне среди цветов.
Теперь понятно, что старший товарищ призывает младшего к порядку.
Серно-щелочной Источникъ
Первый деревянный павильон в виде паркового домика на каменном основании был построен в 1890-ых годах. С трёх сторон домик окружали открытые веранды, на крыше находился квадратный световой фонарь, украшенный шпилем. Павильон перестроен в 1937 году. Деревянные веранды были обложены кирпичом, вместо входов сделали широкие окна, световой фонарь превратили в глухой барабан.
Ещё один бювет
Слева от бювета на склоне - цветочный партер, выше - подпорная стена и грот, а над всем эжтим сооружением скульптурная композиция «Мужичок с кувшином». Слово «мужичок» плохо применимо к кавказцу, всё равно что к орлу применить слово «птичка». Короче, название мне не нравится, но не я его придумала.
Напротив цветочного партера, чуть наискосок, нас ждёт интересный объект - павильон Механотерапии
Цандеровский институт массажа, ортопедии и лечебной гимнастики построен в фахверковом стиле с элементами русского зодчества.
Перед архитектором Иосифом Зелинским стояла задача: построить большое здание максимально быстро и дёшево. Красочное, нарядное, украшенное купольными башнями, деревянными резными шпилями и ажурными фасадами сооружение установлено на основании из белого машукского камня. На строительство ушло всего четыре месяца, и в начале июля 1902 года состоялось праздничное открытие Института Механотерапии по Цандеру на Водах. Князь Г.С. Голицын с супругой стали первыми почетными пациентами Цандеровского института.
Старая фотография на стене тренажёрного зала
Механотерапия - одна из самых эффективных форм ЛФК. В Ессентуках до сих пор функционирует тренажёрный зал с оригинальными аппаратами Цандера. Все фотографии тренажёрного зала открываются в большом формате при нажатии на них.
В начале XIX века швед Пер Линг заложил основы лечебной гимнастики, его дело продолжил физиотерапевт Густав Цандер, основоположник механотерапии - нового метода проведения тренировок с помощью специальных аппаратов. Врач считал, что мышцы надо постоянно тренировать и разработал серию приспособлений, которые бы имитировали человеческие движения.
Карьера Цандера развивалась стремительно. В 1857 году он начинает разработку собственных аппаратов, в 1865-м - открывает в Стокгольме Медико-механический институт и запускает производство первых, ещё экспериментальных, тренажёров. Долгое время они были направлены на диагностику и устранение чисто медицинских проблем. Также Цандер разработал аппараты для пассивных движений, которые действовали на мускулы механически.
Впоследствии Цандер усовершенствовал аппараты, добавив устройства для накопления и отдачи энергии, чтобы человек прилагал силу при выполнении упражнений. Позднее некоторые тренажёры получили паровые или электродвигатели.
В 1892 году Цандер запускает серийное производство и открывает гимнастические залы под своим именем в Европе, России и США. Чудо-тренажёры установили даже на знаменитом «Титанике». Всего Цандер изобрёл около 70 видов аппаратов.
Гарантию производители дали на 500 лет, так что раритетные аппараты ещё долго будут служить на благо здоровья.
Аппарат пассивной имитации верховой езды на коне.
Аппарат пассивной имитации езды на верблюде.
Даже если вы не являетесь завсегдатаем и любителем тренажёрных залов, вам должны быть знакомы эти аппараты хотя бы отдалённо. Вспомните фильм «Любовь и голуби», эпизод, в котором Раиса Захаровна и Василий, занимаются на тренажерах, «лечат органы движения». Этот эпизод был снят в Цандеровском институте Механотерапии в Ессентуках.
Ещё несколько раритетов. Но это уже музейные экспонаты. Аппарат для активного движения туловищем
Аппарат для пассивного воздействия на позвоночник
И назову такой фильм как «Девушка спешит на свидание», который также снимался в Ессентуках, в том числе в павильоне Механотерапии. Создан он был до войны, в 1936 году. Кадры из фильма можно увидеть ниже, альбом листается автоматически, просто задержитесь здесь на пару секунд.
Гуляя по парку, можно увидеть немало причудливых фонтанов, нарядных бюветов, ажурных беседок и скульптурных сооружений в античном стиле. Среди них ещё один объект привлёк наше внимание.
Музыкальная беседка «Рококо»
В беседке устраивали концерты под открытым небом. Ажурное сооружение славилось уникальной акустикой, которая в свою очередь достигалась благодаря особой куполообразной форме свода. Посетители парка, не верящие никому на слово, но имеющие вокальные данные, без труда могут сами проверить акустический звук в беседке.
Ещё парковая скульптура. Артемида, думаю. На карте что-то другое было написано.
Мальчик. Просто мальчик, набирающий в ладони воду из источника. Скульптура над неработающим фонтаном.
Уже при выходе из парка - Чугунная беседка.
Такое прозаичное название для этой ажурной красавицы. В 1873 году около галереи Уптона установили ажурную беседку, на вид совершенно воздушную и невесомую, если не знать, что отлита беседка из чугуна. Удивительно, но катаклизмы XX века чугунное чудо пощадили, и беседка продолжает стоять за галереей.
А видеть вы её могли всё в том же фильме 1936 года, «Девушка спешит на свидание».
Как итог: и хотя парк в Ессентуках оказался самым неухоженным среди остальных парков КавМинВод, он не менее интересный. Бродить, отыскивать и открывать красоты в тихих и безлюдных уголках парка - было увлекательным приключением.