Расскажу сегодня, как мы поехали на Медовые водопады, которые находятся в 10 км от Кисловодска, а оказались за 160 км от того места. Всё началось с собаки. Вернее даже раньше, с плохой музыки.
Как только мы сели в такси, водитель врубил жуткую попсу из 90-ых. Я обратила внимание, что здесь вообще очень любят кабацкие песни и звучат они отовсюду. Ненавижу 90-ые, ненавижу всё, что с ними связано. Единственное светлое пятно тех лет - это рождение сына. Так что я поскорее достала телефон, подключила наушники и окунулась в более близкую мне среду музыкальных композиций. Муж заметил, что я чем-то недовольна, и моментально сориентировался, что надо то ли абстрагироваться, то ли обидеться в ответ на всякий случай. Это выразилось в пристальном и молчаливом разглядывании пейзажа за окном. Так и ехали молча, каждый в своих мыслях. Вдруг водитель неожиданно и резко вывернул руль, так что я чуть не вылетела в окно, в которое так упорно смотрел муж. У меня в мозгу вспыхнуло название книги «Объезжайте на дорогах сбитых кошек и собак». Собака, что мы так резко объехали, осталась жива и здорова, вот только правилам уличного движения её никто не обучил. Ладно, думаю, ничего эти мужчины без женщин не могут. Надо обстановочку в салоне разрядить, пока у нас тут свой детектив не приключился, похлеще, чем у братьев Вайнеров. «А мы вот также, - говорю, - пару лет назад в псковской области аистов на дороге объезжали». Водитель в свою очередь посмеялся, что сегодня мы на дороге никого кроме собак, коров и ослов не встретим. Тут бы я могла уже опять надеть наушники и оградиться ото всех, т.к. мой голос не был больше нужен. У мужа с водителем завязался вполне мирный разговор за жизнь, но я всё-таки решила этот разговор проконтролировать. И как-то так слово за слово, водитель спрашивает:
- И что это всем туристам обязательно надо на Медовые водопады, будто там и впрямь мёдом намазано?
- Ну, как же, красиво. Говорят, они в узкое ущелье стекают. Много струй с разным уровнем высот. Должно быть живописно, - возразил муж.
- Эх, не туда вы едете за красивым. Вот я бы вам показал, где, действительно, живописно. А Медовые водопады, что? Там даже пчёлы все поизвелись давно, какие же они Медовые.
- А мы ещё хотели посмотреть местную достопримечательность «Гора Кольцо», - уже неуверенно продолжает муж.
- Да что кольцо? Дыра в горе. Подъехал, посмотрел, и всё удовольствие. А я вот места знаю... - не унимается водитель.
Мужа раззадорило, у него проснулось авантюрное настроение:
- Ну, поехали, покажи, где у вас тут на самом деле красиво с точки зрения местных жителей.
- Нет ребята, я вас сначала на Медовые водопады отвезу, чтобы вы потом не говорили, будто я вас с пути сбил. А потом уж поедем, где действительно красиво. Вы сравните и поймёте, что есть истинная красота.
У водопадов я вышла из машины и сразу пошла по склону вниз, а муж ещё о чём-то договаривался с водителем.
Медовые водопады расположены на территории села Красный Курган. Эти водопады называются «медовыми», потому что сто лет назад в расщелинах скал жили дикие пчелы. Летом соты под натиском воды размывались, и по скалам стекали струи меда. Вода становилась сладкой, а люди, купавшиеся в ней, ...липкими. Сегодня пчел нет - не выдержали суровых зим. А водопады есть и сохранили своё название. И хотя водопады уже не те, что были раньше, я не жалею, что мы их увидели. Как сказал один поэт турист: «Медовые водопады не стоит облизывать - ими надо наслаждаться».
Медовые водопады - это три потока воды. Главный - «Медовый» - падает с высоты 18 метров. Другие ростом чуть поменьше. Ущелье реки Аликоновки, где живут водопады, отличается всё таки красотой, что бы там не говорил наш водитель.
С одной стороны - скалы с крутыми склонами, заросшими травой и орешником:
с другой - стены доломитов. И на фоне такого пейзажа - грохочущая вода.
У каждого небольшого водопада есть свой сток, так что каждый имеет своё имя. Помимо главного «Медового» водопада здесь нас встречает водопад «Жемчужный». Затем из-под скал незаметно выбежит сток «Секретного». Его сменит «Змейка», а между двух валунов прорывается «Мельница».
Когда возвращались на стоянку, меня наконец спросили, хочу ли я ехать за истинной красотой. Было ещё раннее утро, весь день впереди, отчего бы и не поехать. Так я узнала, что дальше мы держим путь на перевал Гум-Баши.
Перевал Гум-Баши - живописная дорога в Карачаево-Черкесии, которая проходит через горное ущелье и ведет из Кавминвод в Карачаевск. Она поднимается на высоту более двух километров (2144 метра) и пролегает сквозь высокогорные луга плато Бийчесын («Могила княжны»). По легенде здесь свела счеты с жизнью молодая княжна, когда отец запретил ей выйти замуж за любимого джигита.
С перевала открываются виды на плато Бийчесын, далекие хребты, а в хорошую погоду можно увидеть даже Эльбрус. Но мы увидели Эльбрус в другой день, об этом будет ещё рассказ.
Сама асфальтированная дорога до перевала находится в плачевном состоянии. Нас кидало из стороны в сторону, но мы мужественно преодолели этот путь и были вознаграждены за терпение.
Пока я бегала вокруг стогов сена, в поисках ракурсов, муж опять с водителем тёрки тёр.
А когда я подошла к ним, муж спросил: «Хочешь вернуться той же разбитой дорогой, или поедем уже в Домбай? Дорога до Домбая, кстати, несравненно лучше. А вернёмся в Кисловодск вечером». Это всё равно, что спросить: «Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову - или ехать на дачу?» Рытвины и колдобины - не самая моя любимая часть путешествий. Естественно, ехать на дачу в Домбай.
Останавливались возле реки Уллу-Муруджу. Лил дождь. Но нельзя было проехать мимо такой красоты.
Увидеть Париж и умереть - это не про меня. И, Париж, кстати, я не люблю, он на меня действует подавляюще, так же как действовала подавляюще на меня моя учительница по французскому. Видимо, у меня внутри стоит барьер, преграждающий саму возможность полюбить этот город. Хотя фильмы французские я люблю, люблю и французские песни.
А тут приехали мы в Домбай. Погода накрыла ужасная. Холод, дождь, переходящий в снег. Вылезли из машины, нас чуть ветром не сдуло. Но я влюбилась в это место с первого взгляда. Как, за что? Разве это объяснишь. А только поёт всё внутри: «Вот тебе награда за все преодолённые трудности». Ходишь, и радуешься всему, что видишь.
Канатные дороги Домбая - это великолепная возможность взглянуть на поселок и окружающие его скалы с высоты птичьего полета. Мусса-Ачитара, высота которой 3 012 метров над уровнем моря - идеальная смотровая площадка.
С ее вершины видны восхитительные ущелья Алибек и Домбай-Ульген с одноименной скалой, Главный Кавказский хребет, а также Семенов-Баши и Белалакая, бурная Теберда, протекающая по древнему ущелью.
Облако зависло перед нашим носом, словно птица
Сначала ничего не было видно, сплошное молоко, а потом ничего, развиднелось.
Там впереди виден як. Фотографию можно открыть в большом размере (жмите). Я думала, это муляж для привлечения публики, т.к. животное лежало не шелохнувшись и глазело в одну точку на раскачивающиеся сидухи канатной дороги. Но, когда я бодро начала спрыгивать по ступеням склона, и заметно приближаясь, муляж заморгал и стал медленно поворачивать голову.
Я взвизгнула и бросилась мимо мужа наверх к исходной точке. Посовещавшись, мы решили идти другим путём.
В Домбае четыре вида канатных дорог - маятниковые, гондольные, канатно-кресельные и бугельные. Они работают круглогодично, зимой перевозя лыжников, а летом - любителей ошеломительных пейзажей Кавказа.
Гондольный фуникулер. Это современная группа подъемников, построенных в поселке Домбай. Канатка состоит из трёх очередей. Они отличаются видовым разнообразием, временем функционирования и количеством мест. Кабинка гондолы может быть 8,6,4-местная. Гондольный тип канаток считается самым безопасным и удобным для отдыхающих. Это нам подходит. На фуникулере можно добраться до вершины (3 200 м).
Канатно-кресельный вид. Это старый комплекс. Состоит из пяти потоков одно- и парнокресельных подъемников. Пятая довозит путешественников и альпинистов до точки, размещенной на рубеже 3002 м над уровнем моря.
Последние две фотографии большого формата, так что жмите.
Домой, в Кисловодск ехали уже в полной темноте. Я нарушила все правила, самой же установленные. Ела хычины, купленные на местном рынке у каких-то знакомых нашего водителя, угощалась прямо в машине, пили воду из минеральных источников, которые нам так же рекомендовал водитель. И мы остались живы, и нам даже ничего не было. А уж впечатлений мы собрали столько, что всего и не пересказать, жаль, что некоторые моменты сфотографировать не удалось. Но, если закрыть глаза, то как сейчас вижу: Вдоль дороги разбитые, с дырами в стене халупы, скрытые добротным каменным забором. Из-за забора тянут ветви фруктовые деревья, бросают тень на сам забор. Под ним скамья и трое стариков сидят, равнодушно смотрят на проезжающих. Потом тянутся частные огороды, на грядках сплошная капуста, кочан к кочану. Мечеть. Вдоль обочины цокает копытами ослик, он везёт маленького мальчишку лет девяти. Мальчик ритмично подпрыгивает на спине осла, но держится ровно и уверенно. Другая местная мечеть. На склоне кладбище. Водитель объясняет: «Не подумайте, что заброшенное. У нас другие правила. Вот у вас женщина пойдёт на кладбище, могилку поправит, цветы высадит, ограду поможет мужчине покрасить. У нас не принято, чтобы женщина на кладбище ходила, ей там не место. Мужчины на кладбище ходят поминать, но ничего там не трогают (не поправляют). И считается, что чем быстрее камень надгробный в землю войдёт, опустится, тем лучше. Значит земля приняла усопшего, это хорошо». Моё собственное горе ещё не ушло, глотаю слёзы, но новые впечатления, дорожные картинки меня отвлекают.
В Кисловодск вернулись к ночи. Вот так небольшая экскурсия к Медовым водопадам у нас растянулась на 10 часов.