На один день в Тулу. Часть II

Nov 08, 2022 09:48




В Москве такого не видели. В Туле начали выпускать электромобили для полиции «Муравей». Прелесть, правда? За злостными хулиганами и бандитами на таком не угонишься, но для охраны порядка в прогулочных зонах и в парках как раз то, что надо.




А мы как раз продолжаем гулять по пешеходным улицам. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы




Каменное здание храма было возведено в 1692 году. В притворе храма сохранилась вмурованная в стену плита из белого известняка, надпись на которой рассказывает о времени построения храма, его строителе иеромонахе Феодосии, а также содержит завещание Феодосия.




Благовещенская церковь - типичный пример небольших пятиглавых храмов «московского» типа. Почти кубический объём Благовещенской церкви, украшенный по углам пучками из трех тонких колонок - так называемых «дудочек» - опоясан широкой лентой карниза со сложным кирпичным узором. Над пучками колонок нарядный карниз раскрепован. Надкарнизная часть стен украшена рядом пластичных полукруглых кокошников, размещенных без увязки с осями нижележащих окон. Церковь покрыта на четыре ската.
Церковь завершена пятиглавием, барабаны которого покоятся на квадратных основаниях, украшенных с каждой стороны кокошниками. Барабаны глав не имеют оконных проемов - всё пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишенным практического назначения. Два ряда окон создают обманчивое представление о двухэтажности здания. В действительности же все окна освещают единое, неразделенное по высоте пространство. Под зданием устроены просторные подвалы, охотно снимавшиеся окольными купцами для размещения в них складов.




К северо-западному углу трапезной примыкает высокая, увенчанная шатром, колокольня. Благовещенская колокольня построена, вероятно, одновременно с самой церковью, то есть в самом конце XVII столетия. На высоком четверике, украшенном кокошниками, находится не традиционный в XVI-XVII веках восьмерик, а высокий четверик - со слегка скошенными углами. Окна на гранях узкие и высокие в среднем ярусе и треугольные - в верхнем. Колокольня завершена шатром, высота которого едва достигает одной шестой общей высоты звонницы.




Иверская икона Божией Матери




Утоли Моя Печали







Серафим Саровский




Казанская икона Божией Матери




В 30-ые годы прошлого века храм закрывался. Использовался не по назначению. В марте 1991 года на Благовещенскую колокольню подняли вновь семь колоколов. Самый старый из них был отлит в 1771 году, самый поздний - в 1870 году. Чуть позже специалисты филиала Академии Наук из подмосковной Черноголовки смонтировали на колокольне часы.
Вокруг церкви была установлена ажурная чугунная ограда.

Не могли пройти мимо Тульского кремля, но почти не снимали, там ещё не закончились реставрационные работы.
Успенский собор в Тульском кремле




Но, увидев собор, всё-таки не удержались.
Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI-XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.
Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб - двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные.
Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года.




Храм являлся холодным, не отапливался, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова. Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов - Сопляковы, Иконниковы, Горины. В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани - отличительная черта росписей тульского собора.













Храм Преображения Господня (слева) и Успенский собор (справа)




Оба храма - постройки Успенского женского монастыря, который был основан на площади в «деревянном городе» Тулы, рядом с Тульским кремлём. Судя по описи в Писцовой книге можно предположить, что монастырь выстроен между 1645 и 1649 годами.
В XVII веке монастырь был обнесён каменной оградой с четырьмя каменными башнями.
Двухэтажный пятикупольный храм Преображения Господня в стиле классицизма появился примерно в 1830-1845 годах. Проект архитектора В.Ф. Федосеева - ученика К.И. Росси.
Также в стиле классицизма в 1856 году в монастыре была выстроена новая колокольня.




Успенский собор с начала существования монастыря перестраивался много раз. Наконец в 1899-1902 годах по проекту губернского инженера Э.В. Скавронского возведён сохранившийся до нашего времени собор в русском стиле.

В 1909 году верхний этаж Успенского собора был расписан художниками школы В.М. Васнецова и М.В. Нестерова.




Часть росписей представляет собой повторение фресок Владимирского собора в Киеве.
В конце 1921 года Успенский монастырь был закрыт. В настоящее время оба храма переданы церкви.

Знамение Пресвятой Богородицы




Очень хороший храм. Самая умиротворяющая обстановка была здесь. Приветливые церковнослужители и молодые женщины, трудницы. В какой-то момент нам нужно было задать вопрос об иконе, рядом была девушка, знаете, из тех, что отвечает за подсвечники, снимает огарки, мы адресовали вопрос ей. О, чудо, нам повезло, девушка оказалась сведущей в вопросах иконописи. Удовлетворила наш интерес, касаемо техники живописи. Икона, которую мы обсуждали, перед вами. Икона находилась за бликующим стеклом, и фотография не может в полной мере передать объёмную, фактурную живопись узорчатого фона, а наше внимание привлёк именно он. Нам подробно в деталях пояснили, как наносится узор «сгустками краски» и напоминает это ювелирку с «марказитами», «капельное серебро», помните, в 90-ые в моде были такие украшения.

Уходили воодушевлённые и отдохнувшие, что было очень кстати. Нам предстояло осмотреть ещё одну интересную дальнюю церковь. Отдохните и вы, полистайте фотографий городских видов. Улица Тургеневская



















Всехсвятский собор.




У меня особое отношение к соборам в память Всех Святых. Не знаю, это с возрастом, наверное, приходит, начинаешь понимать, что не у всех жизнь - малина, и не всем солнце каждый день улыбается. Однажды, читая историю одного монастыря, специально не называю ни место, ни основателя, здесь важно само благое деяние, поступок, который взволновал меня до глубины души, и история въелась в память. Так вот один игумен надолго покидал монастырские стены и бродил по окрестностям, помогал нищим, калекам, отпевал «нечаянно умерших» и потому не получивших отпущения грехов. Часто бывал на «божедомье». Здесь он хотел основать новый монастырь и поминать всех погребенных в скудельницах во время литургии, ибо «от многих лет многи скудельницы полны человеческих мощей изсыпаны». Но местные церковные власти противились этому. Помог случай, монастырь был основан, единственный деревянный храм был освящен в память Всех Святых, - в этот день православные христиане поминают всех умерших. Это отвлечённая история, но давайте узнаем историю данного храма.

После указа Екатерины II о запрете захоронений на кладбищах в пределах города в связи с эпидемией чумы, тульские власти выделили землю под новое кладбище на юге Тулы. Кладбищенская церковь на посаде вначале была деревянной. Сразу же по её построении, в марте 1773 года по прошению жителей Тулы дана была благословенная грамота на возведение каменной церкви во имя Второго Пришествия Христова с приделами во имя Воскрешения Лазаря и во имя Всех Святых.
В 1776 году одноэтажная церковь была построена и освящена. Иконы местного ряда для неё написаны иконописцем, тульским оружейником Григорием Ивановичем Белоусовым. В церковной описи, приложенной к делу об освящении храма, говорится: «Свежесть красок, тщательность, даже некоторая художественность отделки фигур, в особенности лиц, и другие достоинства иконописного искусства ставят Белоусова выше обыкновенных иконописцев».
В 1788 году церковь начали надстраивать вторым этажом. На это ушло два года, но тут произошло несчастье, угрожавшее опасностью всему зданию: 8 августа 1790 года после завершения литургии, которую служили в нижней церкви, обрушился один из пяти куполов, увенчивающих церковь, проломил своды и верхнего, и нижнего храма. Службы в нижней церкви возобновили только через пять лет.
Строительство верхнего храма завершили в 1797 году, а освятили его в 1825 году.




С 1923 по 1944 год храм находился в ведении обновленческой Тульской епархии; после закрытия Успенского кафедрального собора в кремле в феврале 1930 года считался кафедральным собором обновленцев. Вскоре церковь стала кафедральным собором Тульской и Белевской епархии.
Стены нижнего и верхнего храмов собора были расписаны в 1955-1960 годы московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым.
Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классицизму. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760-1770 годов. Первый этаж церкви украшен энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырёхколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов. Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота.




В 1803 году старосте Всехсвятской церкви купцу В. Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно. Возводить колокольню начали только в 1833 году, и за четверть века её не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 году.
Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Колокольня имеет высоту 82 метра. К слову, колокольня Ризоположенского монастыря в Суздале на 10 метров ниже. Недостижимая для меня высота. Подъём до половины колокольни в Суздале так подействовал на мою психику, что я включила колокольню, как единицу измерения величин, в свою собственную таблицу.




Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В.Ф. Федосеев. Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В.Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путём творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.
Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный суд.




О делах добрых. Богадельня при Всехсвятской церкви упоминается ещё в 1782 году. В 1863 году при храме действовала деревянная богадельня, рассчитанная на проживание в ней 10 человек. В 1988 году при Всехсвятском соборе было создано Общество милосердия. Они осуществляли патронажный уход за одинокими больными престарелыми людьми и инвалидами. Деятельность сестричества продолжается и по сей день.

У нас оставалось очень мало времени до отъезда, но мы хотели взглянуть ещё на один храм. Погода в тот день не сильно нас баловала, а тут вдруг к вечеру небо прояснилось, что стало решающим фактором, повлиявшим на наше решение, о чём мы ни разу не пожалели. Последние кадры были солнечными и жизнерадостными. А уезжать домой на мажорной ноте куда приятнее.

Храм Святых Флора и Лавра




С названиями часто бывают путаницы. Вот и эта церковь во всех актах именуется Боголюбской. В народе же до наших дней удержалось её прежнее название - Флора и Лавра. Почему так случилось, сейчас объясню. До существующей в наши дни церкви, на этом месте была сначала деревянная, потом каменная, но и та пришла в ветхость, решили строить новую во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы, с приделами по правую сторону Св. мучен. Флора и Лавра, по левую Св. бессребреников Косьмы и Дамиана. Странным образом вначале построили и в 1779 году освятили приделы. Главный престол с иконостасом обустроили к 1796 году. Ну и понятно, что люди привыкли именовать церковь по той части, что стояла уже несколько лет.
Для времени возведения церкви было характерно смешение двух архитектурных стилей - затухающего барокко и идущего ему на смену классицизма. Строительство церкви было начато с возведения трапезной. Элементы её декора - закруглённые рустованные углы, мансардная крыша, эллиптическая форма окон, декоративные наличники - взяты ещё из арсенала декоративных форм барокко. Но в здании самой церкви появляются уже такие типичные для классицизма формы, как довольно строгие колонные портики на обоих боковых фасадах, круглый в плане гладкий барабан над световым фонарём. Однако и здесь встречаются ещё типичные барочные детали - граненый купол, сложная форма люкарн (окон в куполе), закруглённые углы основного объёма, ничего не несущие колонны в местах примыкания апсиды к церкви. Квадратный в плане световой фонарь - вместо круглого барабана - представляет собою дань стилю барокко.
Внутреннее пространство церкви не имеет несущих колонн, и вся нагрузка от высокой надстройки передана непосредственно на открылки свода.

В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в списке «Тульские здания, как исторические памятники», церковь Флора и Лавра относится к стилю петербургского барокко.




До начала XIX века при церкви оставалась старая колокольня, крытая зелёной черепицей, с железным крестом. Новая была возведена к 1830 году.
В 1930-х годах храм был закрыт. До начала 90-ых прошлого столетия история его схожа с историей многих храмов на территории страны. На сегодняшний день здание отреставрировано, при храме действуют библиотека и воскресная школа.

Это всё, что мы успели посмотреть за один день.

архитектура, петербургское барокко, барокко, кремль, храм, архитектурный стиль, церкви, собор, путешествие, Всехсвятский собор, церковь, Тула, Успенский собор

Previous post Next post
Up