В прошлом году пару раз съездили в Голицыно. Первый раз в конце августа, тогда часть сооружений была в строительных лесах, но было похоже, что их вот-вот снимут. Поэтому переждав полтора месяца, съездили ещё раз, но всё осталось, как было прежде. Больше не поехали. Так что покажу то, что есть.
Город небольшой, населения не много. На территории города четыре промышленных предприятия. В общем, разу из Голицына выбираемся в окрестности. А в окрестностях находится Главный военный клинический госпиталь ФСБ, нам туда, слава Богу, не надо; Голицынский пограничный институт ФСБ России, тоже мимо; место дислокации бывшей гвардейской мотострелковой Таманской дивизии (в посёлке Калининец). В поселке Калининец «квартирует» Кавалерийский почетный эскорт Президентского полка. Знакомо и на слуху, к нам на «Мосфильм» для съёмок из Голицына лошадей доставляли, т.к. обученные, дисциплинированные; резких, громких звуков не боятся.
Кстати, когда мы сошли на станции в Голицыне, первое, что нас встретило, «раскаты грома» издалека. Это вышеперечисленные объекты дают о себе знать. Стрельбу и грохот здесь воспринимают так же безразлично, как чириканье воробьёв.
Но мы приехали не ради этого, нас интересует Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина - «Большие Вязёмы». Пешком добрались до речки Вязёмки, прошли вдоль берега, но из-за густой растительности противоположный берег почти не просматривается. Так что идём к мосту.
Усадьба (Большие) Вязёмы - историко-архитектурный ансамбль XVI-XIX веков, бывшая царская, боярская и княжеская резиденция.
При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы - видимо, в связи с некогда существовавшей здесь деревянной церковью. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который и затеял здесь большое строительство.
Лодочная станция на территории музея-усадьбы
В конце XVI века здесь значилась «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда». Храм мы пока видели только сквозь густую листву, а к плотине как раз идём. Во времена Бориса Годунова здесь существовал также его деревянный терем, упомянутая уже церковь, торжок (здание ярмарки) и целый Иоанно-Богословский монастырь. Все эти постройки были окружены деревянной стеной с пятью башнями; крепостные стены были защищены специально вырытым рвом, так что весь комплекс построек представлял собой мощную крепость. Ни одно из этих сооружений, кроме каменного храма и звонницы, до нашего времени не сохранилось - даже в перестроенном виде. Со стороны речки можно разглядеть сильно оплывшие крепостные валы.
Речка Вязёмка, запруженная плотиной. Плотина сооружена в конце XVI века по распоряжению царя Бориса Годунова. Мост через речку Вязёмка построен в 1820-ых годах по инициативе князя Дмитрия Владимировича Голицына. Часть плотины в наше посещение была загорожена жуткими баннерами, так что довольствуемся тем, что есть.
Пруд в Вязёмах. Плотина. Мост
После смерти царя Бориса в Смутное время Вязёмы стали загородным дворцом Лжедмитрия I, где он устраивал увеселения и охоту. Останавливалась здесь на несколько дней в 1606 году и Марина Мнишек. После воцарения Михаила Фёдоровича Вязёмы в 1618 году были приписаны к дворцовому ведомству. Позже Вязёмы посещал царь Алексей Михайлович. Логично, что потом дворцовое село перешло по наследству к царю Фёдору Алексеевичу, а затем - к Петру I.
И вот наконец мы слышим фамилию Голицын. В 1694 году Пётр I пожаловал Вязёмы князю Борису Голицыну, который был воспитателем царя в 1682-1689 годах.
Теперь усадьба отстраивалась с учётом моды и вкусов новых владельцев и передавалась по наследству от одного Голицына другому. В парке видим бюст Д.В. Голицыну, герою Отечественной войны 1812 года.
Дворец. Фасад, повёрнутый к парку. Аттик и бельведер
Давайте всё-таки по порядку. Во второй половине XVIII века при правнуке Бориса Алексеевича - отставном бригадире Николае Михайловиче Голицыне (1729-1799) (владевшем Вязёмы с 1766 года) - началось строительство дворца и флигелей. Строительство двух флигелей закончилось в 1772 году, а в 1784 году был достроен дом-дворец в стиле эпохи Людовика XVI.
Одновременно с постройкой зданий разбит регулярный парк с аллеями.
После смерти холостого Николая Михайловича усадьбой несколько лет владел его брат - Александр Михайлович Голицын. Он был дружен с семьёй своего двоюродного брата Владимира Борисовича Голицына (1731-1798) и, так как не был женат и не оставил прямых наследников, завещал в 1803 году имение старшему сыну Владимира Борисовича - Голицыну Борису Владимировичу (1769-1813), который приходился ему двоюродным племянником.
Так как Борис Владимирович в свою очередь тоже не был женат, то после его смерти от ран в 1813 году усадьба отошла уже к его младшему брату, будущему московскому генерал-губернатору Д.В. Голицыну.
Панорама дворца и флигелей. Можно посмотреть размер побольше. Жмите.
Флигели, «обрамляющие» главный дом с двух сторон более простые в исполнении, нежели дворец. Они как бы оттеняют и подчеркивают его величавую красоту.
Владельцы усадьбы могли гордиться прекрасной коллекцией картин и библиотекой, основанной Борисом Владимировичем. Здесь подолгу жил литератор С. П. Шевырёв (зять предыдущего владельца), который занимался каталогизацией огромной усадебной библиотеки. К нему в гости в 1849 году заезжал писатель Н.В. Гоголь.
В конце августа 1812 году в усадьбе Голицына останавливался на ночь М. И. Кутузов, отступавший с войсками к Москве. А через сутки - наступавший на Москву Наполеон. В разное время усадьбу посещали Павел I, Н.М. Пржевальский, В.Я. Брюсов, Л.Н. Толстой.
В 1882 году новым владельцем стал князь Дмитрий Борисович Голицын, внук героя Отечественной войны 1812 года Д.В. Голицына. С его появление усадьба была обновлена. С 1908 года в окрестностях усадьбы он основывает дачный посёлок для сдачи в аренду (сейчас это город Голицыно). Дмитрий Борисович был последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы. Во время Первой мировой войны он в усадьбе организовал лазарет для раненых.
Голицыны владели усадьбой до революции, однако, как и другие старые дворянские гнёзда, в пореформенное время она оскудела и едва ли не была заброшена. В 1917 году барский дом стоял в заросшем саду с забитыми окнами.
Если углубиться немного в парк
Деревянный мост на месте, где находится Годуновский овраг.
Грот XVIII столетия - звуки и отголоски далёкого прошлого.
А возле дворца заманухи и современные инсталляции для привлечения посетителей всех возрастов.
После революции в 1918-1919 годах музейными работниками из усадьбы было вывезено много ценных вещей, а также библиотека, насчитывавшая более 30 тысяч томов. В советское время в усадьбе сменили друг друга свыше десятка государственных учреждений - приют для беспризорных детей, санаторий ВЦИК, школа парашютистов, танковое училище, институты коневодства, полиграфии, фитопатологии.
Фасад, смотрящий на пруд
В конце 1980-х годов силами местных краеведов началось создание музея. С 1994 года усадьбы Вязёмы и Захарово образуют Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. В главном доме-дворце размещена основная экспозиция, во флигелях устраиваются временные выставки, проводятся концерты.
Вид из парка на мост с плотиной
В анфиладе залов музея воссозданы интерьеры XVIII-XIX вв. На стеллажах за стеклом - старинные вещи, исторические документы, фарфор. В гостиной с зимним садом, на 2-м этаже, выставлена коллекция образцов вышивки первой трети XIX в.
Рядом с музеем находится храм Спаса Преображения и звонница времён конца XVI века.
Верхний ярус звонницы, который можно видеть на гербе городского поселения Большие Вяземы
Известный историк архитектуры М.А. Ильин восхищённо писал о Спасо-Преображенском храме в Больших Вязёмах: «Храм принадлежит к кругу выдающихся произведений древнерусского искусства. Пятиглавый, с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружён... гульбищем, к которому с запада ведёт торжественная лестница. Если его общая композиция нам более или менее знакома по другим памятникам ХVI века, то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдётся не много равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля. Обращает внимание на себя тонкая профилировка карнизов, архивольтов закомар-кокошников и прочих архитектурных деталей. Следует также подчеркнуть пристрастие неизвестного нам мастера к полукруглым завершениям, начиная от пирамид кокошников и кончая обработкой барабанов. Тема полукружия становится здесь своеобразным лейтмотивом...». В этом описании вяземского храма исследователь по сути даёт почти законченное определение направления отечественной архитектуры, известного как годуновский стиль. Именно так: за двадцать лет своего фактического царствования в России, которое началось ещё при живом Фёдоре Иоанновиче, Борис Годунов, развернувший массовое каменное строительство по всей стране, успел сформировать целое отдельное направление в зодчестве.
Немало тому помогли многочисленные иностранные (и итальянские в том числе) мастера, по его приглашению буквально потоком хлынувшие на Русь. В своих постройках ориентировались на стиль древнерусской архитектуры, но привнесли в него ренессансные черты, главными из которых стали чёткость и выверенность пропорций, абсолютная симметрия всех частей здания (в частности, пары приделов) и некоторые классические элементы, применяемые при строительстве (пилястры на фасадах, скруглённые кокошники, тонкая профилировка кирпичных карнизов). Традиционное пятиглавие, аркатурные пояса на барабанах, пирамидальная структура зданий, «воздушные» галереи (как правило, двухъярусные), опоясывавшие храмы с трёх сторон, - всё это лишь добавляло творениям «годуновских» зодчих лёгкости и изящества.
Пилястровая аркатура, опоясывающая барабаны, - это примета годуновского стиля. Изначально световым был только центральный барабан, боковые же оставались глухими; окна-бойницы в них прорезали позже. Два придела абсолютно симметричны относительно основного четверика храма. Необыкновенно выразительно смотрятся горки кокошников, на которые поставлены барабаны, являющиеся уменьшенными копиями барабанов пятиглавия. Окна приделов (как, впрочем, все окна храма) в древности имели меньшие размеры; впоследствии их растесали. Характерные перспективные порталы, украшающие входные двери в храм и в приделы, - черта древнерусской архитектуры. Их оформление - тоже эхо древности: тут и уступчатое их устройство, и полуциркульное завершение, и любимые русскими зодчими дыньки.
В ХIХ веке храм был обезображен пристройкой к нему с запада совершенно не гармонирующей с церковью колокольни и устройством четырёхскатной крыши, скрывшей под собой закомары основного объёма, но в ХХ столетии реставраторы вернули храму первоначальный облик, восстановили широкую лестницу на месте снесённой колокольни. С трёх сторон храм окружён просторным гульбищем. Первый его ярус - «закрытый», второй, на который и ведёт восстановленная в 1960-х годах широкая лестница и с которой устроены входы в основное помещение церкви и в приделы, - «открытый».
Наибольший интерес с художественно-исторической точки зрения представляет верхний храм. Четверик верхней церкви поражает прежде всего своей высотой (особенно после нижнего храма). Глядя на храм снаружи, этой «внутренней» устремлённости вверх как-то не предполагаешь - виной тому, быть может, двухъярусная галерея, как бы скрадывающая немалый «рост» постройки. Второе, что производит немалое впечатление, - это росписи, которым уже примерно четыреста лет. Когда-то фрески покрывали стены храма, его своды и столпы сплошным цветным ковром; позже они были частично записаны сверху масляной живописью; ныне от того ковра остались лишь фрагменты - но довольно значительные.
Звонница церкви Спаса Преображения
Сооружена в 1590-х годах в виде отдельно стоящей трёхпролётной арки, поставленной на открытую террасу-гульбище. Других подобных сооружений в России не сохранилось, её всячески берегли, и, когда звонница стала крениться, в 1954 году её выпрямил инженер Эммануил Матвеевич Гендель.
Звонница напоминает подобные сооружения Псковско-Новгородского зодчества. Но она гораздо легче и изящнее.
В XVIII веке рядом со Спасо-Преображенским храмом выстроен дом причта.
Весь храмовый комплекс был огорожен каменной оградой.
Конный двор - главный корпус
Как видите, нам не повезло, и на тот момент с него так и не сняли строительные леса.
Обратимся ещё раз к храму Спаса Преображения
С усадьбой связано имя Александра Сергеевича Пушкина. В двух километрах отсюда находилось имение Ганнибалов - Захарово, в котором поэт провёл своё детство. В 1807 году у местного храма был похоронен младший брат поэта - Николай Пушкин, умерший в возрасте шести лет. Сам Александр со своей бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в детстве в Вязёмскую церковь из соседнего имения Захарово, где не было своей церкви. Здесь, в усадьбе, на одном из балов, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову.
В имение Захарово мы тоже заглянули, хотя там не осталось ничего исторического.
Усадебный дом (реконструкция 1999 г.)
В XVII-XVIII веках селом Захарово владели дворяне Камынины и князья Урусовы.
Усадьба сформирована во второй половине XVIII века помещиком Д.П. Савёловым. В 1781 году её приобрёл капитан артиллерии И.Я. Тинков. При нём был построен двухэтажный господский дом со службами.
В ноябре 1804 года вдова Тинкова продала своё имение Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке А.С. Пушкина. С 1805 по 1810 год будущего поэта каждое лето привозили к бабушке в Захарово.
После отъезда Пушкина в Царскосельский лицей в 1811 году село было продано родственнице М.А. Ганнибал, Харитонии Ивановне Козловой. Потом здесь были и другие хозяева.
Дом, где бывал в детстве Пушкин, не сохранился. В начале XX века на его фундаменте был возведён новый деревянный особняк, весьма точно повторявший формы своего предшественника: двухэтажный, с фронтоном и колоннами над входом, бельведером и анфиладой комнат. В конце 1980-х годов здание пустовало, а в 1993 году сгорело. Господский дом был воссоздан к 200-летию рождения Пушкина в 1999 году.
Первый этаж восстановленного господского дома отдан под музей детства А.С. Пушкина.
В 2005 году в усадьбе установлен памятник М.А. Ганнибал и юному Пушкину
Подарок воронежского скульптора А.Е. Козинина
Сергей Львович, отец Александра, редко приезжал в Захарово. Есть мнение, что он не любил деревню. Мама, Надежда Осиповна, хозяйством заниматься не любила. Все заботы были на плечах Марии Алексеевны. Именно бабушка заметила, что Саша рос необычным ребенком. Писать стихи мальчик начал в 8 лет, но все свои долицейские произведения он сжег - гувернер сказал, что они очень плохие.
По мнению родных Пушкина, здесь произошла разительная перемена в характере ребенка - в «увальне» проснулся неуемный и любознательный мальчик. В Захарове он полюбил простую деревенскую пищу: печеную картошку, блины, моченые яблоки, крыжовенное варенье.
Две речки и пруд разделяли Захарово на две части. Одна сторона - крестьянская, другая - помещичья.
Всё ново, отстроено заново, а вот старые липы, которые видели юного поэта, еще стоят.
Дорожка спускается к пруду. На берегу установлен памятник юному Пушкину.
Скульптор Хижняк изобразил поэта 12-летним мальчиком. Таким Александр уехал отсюда в Царскосельский лицей. Место для памятника выбрали не случайно. Здесь ребенок проводил много времени. Отсюда открывался красивый вид на село. На берегу Пушкин разыгрывал спектакли перед своей сестрой, пьесы сочинял сам. Однажды сестра его освистала. Сказала, что его пьесы - это повторение Мольера.
Александр Сергеевич приезжал сюда еще один раз в 30-летнем возрасте, когда собрался жениться. Приехал попрощаться со своей беззаботной жизнью. Его мать Надежда Осиповна, говорила, что это было лишь «сентиментальным путешествием»: «Отправился туда один, лишь бы увидеть места, где провел несколько годов своего детства».
Во время этой поездки в Захарово Александр Сергеевич встретился с Марией, дочерью Арины Родионовны. Она вышла замуж за местного крестьянина. Пушкин тогда сказал крестьянке горькие слова: «Все наше порешилося, ...все поломали, все заросло».