На территории Кремля есть смотровая площадка, откуда можно увидеть город в целом, и выбрать отдельные объекты для ближайшего рассмотрения. Начнём с того, что поближе. А поближе, как не странно, в самом центре исторической застройки оказались современные архитектурные строения. Не станем пренебрегать современностью, обратимся к ней.
Дворец Земледельцев
Дворец является офисом Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Строительство закончилось в 2010 году. Проектированием занимался архитектор Леонид Горник. Перед архитектором стояла задача органично вписать строение в архитектуру исторического центра города. Строение должно было гармонировать с Казанским Кремлем. Для решения задачи было принято использовать стиль классицизма и архитектурные решения XIX века. Чтобы здание не перетягивало внимание с Кремля, его высоту ограничили 4 этажами. Пиковая точка дворца имеет высоту 48 метров.
В архитектурном стиле заимствованы элементы ампира и классицизма, поэтому здание можно отнести к стилю боз-ар, или эклектическому стилю. Здание состоит из двух симметричных блоков и купола. В центре композиции - изюминка сооружения - дерево из бронзы, расположенное внутри арки. Высота дерева - 20 метров. Купол классической формы, спиральная же решетка на его поверхности перекликается с архитектурными традициями восточных культур.
Поворачивая камеру вправо, вот она историческая застройка... Церковь совсем потерялась на фоне Дворца.
Отношение властей, горожан и туристов к дворцу неоднозначное. Сразу после сдачи в эксплуатацию, постройка подверглась критике со стороны сотрудников Управления по Приволжскому округу. Расположение строения рядом с Казанским Кремлем посчитали нарушением порядка охраны объектов культурного наследия. Некоторые жители считают, что сооружение не вписывается в архитектуру центра города и выглядит неуместно рядом с Кремлем. Другие, напротив, находят его «жемчужиной Казани».
Дворец имеет насыщенную архитектурную подсветку в тёмное время суток.
И, как положено Дворцам, они обычно имеют свой зелёный партер и даже парк.
Ещё один объект, расположенный рядом с Дворцом Земледельцев, не может не привлечь внимание.
Это жилой комплекс «Дворцовая набережная». Состоит из 3-х зданий, построенных вдоль набережной р. Казанки.
- Узнаете руку?
- ...
- Нет, не мою конечно. Руку художника?
- ...
- Не знаете? Что вы. Это прекрасный художник. Но не будем называть имен. Как говорится, пока художник жив его личная жизнь - не достояние народа, в отличие от его искусства.
Но мы руку художника архитектора узнали, так что его имя для нас уже не секрет.
Это Леонид Горник. Один стиль с рядом стоящим Дворцом Земледельцев.
Эклектика выражается в сочетании элементов модерна, классики, признаков барокко. Да что уж там, скажите лучше, чего здесь нет? «Три братца» несколько эпатажно смотрятся на фоне окружающей застройки. В стремлении не просто к индивидуальности, но и желании по-своему украсить свой город, архитектор, я думала, использовал все элементы, о которых когда-либо слышал, или которые когда-либо видел. Ан нет.
Комплекс располагается в нижней части рельефного спуска к набережной, на возвышении находятся памятники архитектуры федерального и международного значения - Богородицкий монастырь и Казанский кремль. Территория является охранной зоной, где существует свой регламент. Так что творческий подход в архитектурной пластике и тектонике не возбраняется, но в пределах этого регламента. А то бы можно было ещё не так развернуться в своих фантазиях.
Да, и если Дворец земледельцев внутри выглядит довольно скромно, обычные офисы, то дизайн и отделка вестибюлей и холлов ЖК, выполнена из высококачественных материалов с использованием элементов классических форм. В роскошном вестибюле каждого дома расположен фонтан. Высота потолков в квартирах 3.65 м. Есть квартиры двухуровневые, с террасами.
Вычитала, что квартиры рассчитаны на хорошо обеспеченных молодожёнов. Мне прям интересно стало. Выбрала квартиру не самой большой, средней, скажем так, площади. Это 264 м2 Её стоимость 160 000 000 руб. А говорят, москвичи зажрались. Ведущему программисту в московском офисе Яндекса, до последних политических событий, понадобилось бы лет 40, чтобы стать обеспеченным молодожёном Казани. Правильно, нечего рано жениться, надо всё хорошенько обдумать.
Идём дальше. На самом краю, при выходе из парка стоят друг напротив друга мечеть Ирек и православный храм.
Храм преподобномученицы Евдокии
Православная Казань многим обязана владельцу суконной мануфактуры Ивану Михляеву и его благочестивой супруге Евдокии. Многие городские храмы возводились на их средства.
Так на берегу Казанки, под горой, на которой стоит Казанско-Богородицкий монастырь, сохранился небольшой храм Нерукотворного образа Спасителя с приделом во имя святой преподобномученицы Евдокии - небесной покровительницы Евдокии Михляевой.
Этот храм, построенный в 1734 году и сохранивший оригинальный облик, в народе называют Евдокиинским. Интерьер церкви был полностью утрачен в советское время. А до Октябрьской революции на территории прихода проживали небогатые люди, поэтому сам храм сохранился в первозданном виде. Средств на его перестройку у прихожан не было.
9 марта 1932 года Президиум Казанского городского совета дал указание начальнику конторы Комжилстроя немедленно разобрать семь городских церквей, в том числе и Евдокиинскую на кирпич для жилищного строительства.
Чтобы закрыть церковь, организации было необходимо заручиться поддержкой общественности. С этой целью были организованы собрания на Первой пошивочной фабрике и фабрике «Пишмаш». Участники собраний постановили закрыть храм Евдокии.
31 марта 1932 года Секретариат ТатЦИК удовлетворил ходатайство Казанского городского совета, Первой пошивочной фабрики и фабрики «Пишмаш» о закрытии церкви святой Евдокии и передал храмовое здание Объединенному государственному политическому управлению.
Мозаичная икона преподобного Александра Свирского
Вновь обратили внимание на Евдокиинскую церковь на заседании представителей строительных организаций при СНК ТР 31 декабря 1932 года. Строители желали ее разобрать, но не решились оспорить «право использования церкви Евдокии за ГПУ».
После закрытия Евдокиинской церкви в ней содержались заключенные, как и в находящейся неподалеку Пятницкой. По некоторым сведениям, в храме приводили в исполнение смертные приговоры.
Во второй половине 90-х годов храм был возвращён верующим.
Церковь Святой Преподобной Великомученицы Евдокии представляет собой интересный образец бесстолпного трёхчастного одноапсидного храма (восьмерик на четверике), в стиле провинциального барокко. Здание возведено из кирпича, стены оштукатурены. К невысокому четверику примыкают пониженные постройки: короткий закруглённый алтарь и прямоугольная трапезная, к которой пристроена трёхъярусная колокольня.
Северный придел является более поздним пристроем. Широкий световой восьмерик увенчан купольной крышей, с цилиндрическим барабаном, украшенным аркатурой, который завершается маленькой луковичной главкой.
Скромное внешнее убранство фасадов состоит из типично барочного украшения оконных проёмов - четверика, трапезной и колокольни (плоские пилястры с полуколонками, поддерживающими фигурные фронтончики). Оконные проёмы восьмерика обработаны по периметру наличниками несложного профиля.
Архитектурная композиция колокольни своими формами и декоративным украшением повторяет элементы основного храма, но вместо купольной имеет шатровую крышу.
Вид на мечеть из садика Евдокиинской церкви
Когда я первый раз увидела мечеть Ирек с этой фантастической тенью...
...зазвучала в ушах мелодия из «Крёстного Отца», но не из-за самого фильма. А вспомнила я наш советский мультфильм «Контакт». Инопланетянин из мульта имел такие же формы. Только моя тень серая, а инопланетное существо было совершенно разноцветное. Вспомнили?
В тот день в мечети проходила свадьба. Мы напросились осмотреть двор. Охранник нас пропуслил, предупредив, что внутрь мечети нам заходить нельзя. Осматриваем дворик.
Мечеть «Ирек» не относится к числу старинных.
Это не памятник архитектуры, не историческая древность, но она весьма красива и изящна.
Предыстория же её оказалась печальной. В ноябре 2013 г. Татарстан, да и всю Россию, облетела трагическая весть. Разбился самолет Боинг 737-500, шедший по маршруту «Москва - Казань». Все пассажиры (пятьдесят человек) и члены экипажа погибли. Одной из жертв катастрофы оказался Ирек - старший сын президента Татарстана, Рустама Миниханова.
В 2015 году началось строительство мечети. Странно, но проект здания составила московская фирма «Архитектурная мастерская Евгения Болотного». Неужели, думала я, в Москве лучше разбираются в проектировании подобных объектов, чем архитекторы в Казани?
Но, как утверждают знающие люди, за основу взяли известную мечеть в Абу-Даби (столица Объединенных Арабских Эмиратов). Как я понимаю, это упростило задачу проектировщиков. Хотя я всё равно не понимаю, почему мечети строят москвичи, православные храмы реставрируют... ну вы видели. Я всех люблю, но культура разная, это надо учитывать. Нам сказали, нельзя в мечеть, мы же не лезем.
Да, и ещё. Против строительства мечети в историческом центре выступало не мало граждан, среди них, опять же странно, было много мусульман. Но, что интересно, представителей православного духовенства, строительство мечети рядом с церковью Святой Евдокии ничуть не смутило. Очевидно, что они не нашли в этом ничего необычного, для такого многонационального и многоконфессионального города, как Казань. Есть над чем подумать.
Ракурс, показывающий территориальную близость мечети и Евдокиинской церкви.
Вечерняя подсветка разгоралась у нас на глазах
Вид на мечеть Ирек с набережной на закате
Последний объект, который хотела показать сегодня.
Опять же со смотровой площадки Кремля можно было увидеть храм Параскевы Пятницы
В нынешнем виде каменный храм был построен в 1728 году на средства купца Ивана Афанасьевича Микляева (Михляева) для рабочих суконной мануфактуры. Тот самый Михляев, что построил и храм преподобномученицы Евдокии.
Храм был центром небольшого прихода, непосредственно примыкавшего к Казанскому Богородицкому монастырю. Его прихожане были в основном небогатые люди. Немалую помощь храму всегда оказывал монастырь.
Храм горел во всех городских пожарах вплоть до начала XIX века, причём несколько раз выгорал полностью, оставались лишь остовы стен. После пожара 1815 года он долго перестраивался: правый придел был вновь освящён в 1821 году, главный престол восстановили в 1831 году и переименовали из Богоявленского в Рождества Пресвятой Богородицы, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был разобран и построен заново в 1855 году.
В 1923-1937 годах храм считался кафедральным собором «обновленцев», предназначался для того, чтобы заменить Благовещенский собор в Казанском Кремле: сюда с разрешения властей свозились все святыни из закрытых или разрушенных храмов и монастырей.
В 1937 году храм был закрыт и превращён в тюрьму для заключённых, которые ждали отправки в лагеря после вынесения приговора. Здесь же производились в исполнение смертные приговоры, а казнённых людей закапывали тут же (внутри храма и на прилегающей к нему территории).
В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.
В 2000 году колокольня была восстановлена.
С 2011 года храм приписан к расположенному рядом Казанскому Богородицкому мужскому монастырю.
Композиция и декор церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы выполнены в стиле русского барокко в традиционной форме - восьмерик на четверике. Портик, хотя и построен в духе позднего классицизма, не нарушает ансамбля. Перестройка левого придела лишила храм симметрии.
Визуально непосредственная близость Казанского Богородицкого мужского монастыря (левее на втором плане бирюзовые купола) к церкви Параскевы Пятницы.
Монастырю будет посвящён отдельный пост.