Переславль-Залесский. Архитектурный ансамбль Красной площади

Jan 17, 2022 12:44




Скажи кому из москвичей, мол мы на Красной площади жили, ведь полную информацию можно утаить, не договорить, это же не преступление, а сказанное останется истиной. Конечно, мы дали необходимое, но недостаточное условие для логического суждения, но главное тут - на реакцию собеседника посмотреть. Это потом уже можно порассуждать о том, что каждый побывавший в Москве считает необходимым хоть раз посетить Красную площадь, но не каждый посетивший Красную площадь побывал в Москве.
Так вот в Переславле-Залесском мы проживали на Красной площади, поэтому смогли поснимать архитектуру в разные часы. В архитектурный ансамбль площади, возможно не правы, но мы занесли помимо Спасо-Преображенского собора и кусочка земляного вала ещё и Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь, а также церковь Петра Митрополита, хотя эти постройки одной ногой стоят уже в Пушкинском саду, что примыкает к площади.
С XII века Красная площадь была вечевой площадью. На дубовых столбах висел колокол, по звону которого собиралось городское вече. Из главных событий того времени: после смерти князя Андрея Боголюбского в 1175 году, собравшиеся в Переславле бояре и дружинники, на Красной площади избрали своего нового князя Михаила Юрьевича (Михалко). Здесь же Ярослав Всеволодович в 1212 году испросил согласия переславцев принять его князем после Всеволода Большое Гнездо. Рядом со Спасо-Преображенским собором в ХIII в. стоял деревянный дворец переславских удельных князей. Именно в нем, по преданию, 30 мая 1220 года родился Александр Ярославович Невский. Об этом сообщает мраморная мемориальная доска, установленная на стене Спасо-Преображенского собора в апреле 1964 года.







В 1241 г. переславская дружина во главе с Александром Невским отправилась отсюда на битву с немецкими рыцарями. 15 мая 1302 года переславское вече на Красной площади утвердило действительную силу завещания, которое оставил переславский князь Иван Дмитриевич. По этому завещанию город Переславль и всё княжество стало владением московского князя Даниила Александровича. Так переславцы первыми положили камень в основу будущего русского государства. В 1380 г. с Красной площади переславский полк под главенством воеводы Андрея Серкизова отправился по призыву Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В 1480 г. великий князь Иван III принимал тут на государевом дворе литовского посла.




Что касается построек, в XVI в. рядом со Спасо-Преображенским собором стояла деревянная звонница и тёплая деревянная церковь Благовещения. Напротив собора около нынешней Садовой улицы в 1583 г. стоял осадный двор Горицкого монастыря, а рядом с ним «Баженов двор Толстикова, в леве от дворишка Степановского человека Поливанова Дружинки, да… попов Ивановской двор Курганова».
С 1519 года находился «у Спаса у Соборной церкви митрополичий двор», который к XVII веку стал «патриаршим десятинничем двором», рядом двор соборного протопопа Ивана Семёнова. Оба двора стояли фасадом к площади, а огородами выходили к городскому валу. Между собором и церковью Петра митрополита стоял «двор Великого государя». На его месте в XVII веке был воеводский двор, а рядом с ним разрядная, приказная и съезжая избы, перестроенные в 1685 году. Здесь же в 1788 году стояло здание «присутственных мест», где размещалась Переславская провинциальная канцелярия.

Но остановимся поподробнее на тех постройках, которые дошли до наших дней. Спасо-Преображенский собор




Спасо-Преображенский собор XII века является одним из самых ранних сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Построен из белого камня в 1152-1157 гг. Начат Юрием Долгоруким в качестве княжеского храма, закончен (верхняя часть) при Андрее Боголюбском. Крестово-купольный четырехстолпный храм выполнен в византийской традиции. Стены из двух рядов каменных блоков белого известняка. Пустота между ними заполнена щебнем и строительным мусором, залита специальным известковым раствором, придающим стенам храма особую прочность. Внешне суровый облик храма завершает мощный барабан с главой луковичной формы (в древности глава была шлемовидная). Н.Н. Воронин писал: «Суровости композиции основных слагаемых объёма полностью отвечала предельно скупая и лаконичная наружная обработка здания. Лопатки, имевшие небольшой вынос, как и неглубокий отлив на уровне хор, давали очень слабую игру светотени, так что членение стенной плоскости не было резким и контрастным. Её оживляли лишь сочные теневые пятна в нишах трёх порталов и проёмах щелевидных окон. В отличие от других храмов, нижнего яруса окон (подзорных) на западном фасаде нет. Порталы, образованные прямоугольными уступами, не имеют баз и капителей, их облик предельно строг. Скупой отлив пересекает стены и лопатки на уровне хор. Выше - ряд окон и дуги закомар». На северной стороне одно из окон сделано из двери, которая прежде вела на хоры собора. «Вероятно, с этой стороны примыкали к собору княжеские хоромы, из коих и был непосредственный вход на хоры». Барабан имеет восемь щелеобразных окон; верх его украшен узорчатым карнизом, а ниже его вытянут зубчатый пояс.




Внутри храма от живописи, покрывавшей в древности стены собора, к настоящему времени сохранились только немногие остатки: от неоднократных пожаров штукатурка в большей части храма обвалилась вместе с живописью. И только в западной части храма на сводах под хорами, куда меньше проникал жар от горящего иконостаса, случайно открыты следы изображений праотцев и апостолов и остатки некоторых украшений, но и эта живопись по своему характеру уже относится к позднейшему времени. Ее можно считать одновременной с живописью Успенского собора во Владимире, т. е. относить к началу XV века.
Во время Переславского княжения собор был усыпальницей княжеской; до настоящего времени сохранились здесь три гробницы по южной стороне храма. В южной части алтаря кирпичная надгробница покрывает могилу князя Димитрия, сына Александра Невского, умершего в Волоке в 1294 году; в самом храме под такою же гробницею погребено тело последнего Переславского князя Иоанна Дмитриевича; относительно третьей меньшей гробницы существует предание, что здесь погребен малолетний сын кн. Иоанна Дмитриевича.

При реставрации собора в 2015 году на алтарной апсиде Спаса учёные обнаружили несколько древнерусских граффити, и в том числе уникальное сообщение ХII столетия об убийстве святого благоверного князя Андрея Боголюбского и список его убийц, причём имена некоторых из них ранее нигде не упоминались.




По словам исследователя профессора Алексея Гиппиуса, «это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества...» По предположению учёного, это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии в назидание потомкам на стенах их главных храмов.




И другие царапки на стенах




Но я не возьмусь утверждать, что они такие же старые, как «список убийц».




Всё-таки сфотографировали все шероховатости, которые нашли.




Храмы Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря и правее в строительных лесах церковь Петра Митрополита. Вид с земляного вала.




До наших дней от Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря сохранились фрагмент северной стены XVIII века, небольшой фрагмент западной стены опять же XVIII века и две церкви - церковь Александра Невского и собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.




Не зная, что есть что, распознать церкви можно по декоративным украшениям и иконам.
Церковь Александра Невского




В начале своего существования, со второй половины XVII века все постройки монастыря были деревянные, а в 1740 году на средства переславского купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова) сначала была построена каменная церковь с престолом во имя Благоверного Великого князя Александра Невского (зимний, тёплый), позднее, в 1745 году - собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери (холодный).

Вот он какой головастый, Владимирский собор.




Большой Владимирский собор отличает барочная пышность деталей, а церковь Александра Невского и ниже, и проще по формам. Этот более скромный облик должен был подчеркнуть ее второстепенное, зависимое положение.

Снаружи, в купольной части Владимирского собора устроен киот с Владимирской иконой Божией Матери




Храм Александра Невского кирпичный. В нем много общего с соседним Владимирским собором. Пятиглавье, по церковным канонам символизирует Христа и четырех евангелистов. А зеленый цвет глав говорит о том, что церковь освящена в честь святых.
Внешне церковь Александра Невского кажется более приземистой, чем она есть на самом деле. Этот визуальный эффект был задуман, как я уже сказала, чтобы подчеркнуть «подчиненность» ее «главному» по статусу Владимирскому собору. А достигается это впечатление за счёт того, что крупные по размеру луковичные главы церкви поддерживаются узкими и высокими барабанами.
Основной объем храма имеет высоко поднятый свод. А фасады здания строги, и практически не имеют никакого декора. Чуть ли не единственным украшением можно считать большие окна с полукруглым завершением. В основном объёме окна прорезаны в два яруса; приземистое трапезное помещение, примыкающее к основному четверику, также наделено высокими окнами; имеются они и в апсидной части храма. За счёт этого внутреннее помещение получилось достаточно светлым.

Апсиду церкви Александра Невского украшает мозаика с изображением великого князя.




В 1764 г. монастырь был упразднён. Церкви небогатой обители стали приходскими. За период с 1901 по 1908 гг. на средства старосты собора Леонида Сергеевича Павлова производился капитальный ремонт Владимирского собора, церкви Александра Невского и колокольни.
Вскоре после поновления храмов в Переславле сложилась традиция - отмечать Новый год во Владимирском соборе, где ровно в 12 часов ночи при свете пяти огромных паникадил, «сделанных в греческом стиле», служился праздничный молебен. По словам очевидцев, до половины двенадцатого переславцы в большом количестве стекались к храму, под сводами которого пел «всегда полный хор соборных певчих под управлением талантливого и любящего церковное пение регента Аркадия Аркадьевича Козлова».




В 1929 году церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под центральную библиотеку и Дом физкультуры, а колокольня, уже без колоколов, пустовала. Позднее в алтаре церкви Александра Невского был устроен хлебный магазин. В остальной части храма размещался гараж Леспромхоза и там имелись два колодца для ремонта автомобилей. К этому времени внутри храмов от прошлых столетий почти ничего не осталось: живопись XIX века в соборе сильно попортилась, не было иконостасов. Вокруг здания лежал строительный мусор. Дальнейшая судьба храмов была неясна. В 1936 году для осмотра состояния и использования «исторического памятника Городских соборов - Александра Невского и Владимирского» прибыла комиссия. Ею было отмечено, что данные памятники расположены рядом с собором и валом XII века, а также с церковью Петра Митрополита XVI века, что являлось очень интересным архитектурным комплексом с точки зрения развития истории русской архитектуры. В связи с этим Владимирский собор и церковь Александра Невского были сохранены.

Вид из Пушкинского сада на Владимирский собор.




Вблизи монастыря располагается церковь Петра Митрополита




Постройка 1584 года. Церковь сложена из кирпича с дубовыми связями в форме равноконечного креста. Каждая сторона храма снаружи разделена на 3 части плоскими колоннами, вверху соединенными дугообразными перемычками. В середине находится по одному окну, расширенному уже впоследствии. Прямо на сводах, без внутренних столбов, утвержден восьмигранный фонарь, оканчивающийся вверху висячим карнизом, поддерживаемым на каждой грани двумя кронштейнами; по карнизу выведены дугообразные небольшие лопатки с небольшими промежутками. Над фонарем выведен конусообразный восьмигранник, на вершине которого небольшой восьмигранный фонарь с щелеобразными окнами. Он отделен от конуса поясом, на фонаре чешуйчатая железная глава в виде срезанной луковицы. Все здание горизонтальным поясом разделено на два яруса; в нижнем этаже с конца прошлого столетия устроена теплая церковь. С трех сторон церкви была устроена крытая галерея на полукруглых арках. В настоящее время эти арки заложены и галерея непосредственно соединена с теплой церковью. В верхнюю церковь ведут 3 двери.
Колокольня при церкви устроена в сравнительно недавнее время, но в каком именно году, сведений не сохранилось. Престолов в настоящее время в церкви два: в верхней холодной - во имя св. Петра митрополита, в нижней теплой - в честь Архистратига Михаила.

Да, и лучше посмотреть старый снимок, чтобы хоть что-то увидеть из былой красоты.
Фотография Андрея Агафонова, 1904 года.




Этюд из бытовой жизни




На рассвете поднялись на земляной вал, чтобы поснимать соборы и церкви при раннеутреннем свете. Никакого света не было и вообще ничего не было, ни теней, ни звуков, ни шорохов. И в этой полной тишине из-за дальнего лесочка на нас надвигались, плыли воздушные шары. Полёт их был низким, к дождю наверное, корзины аэростатов чуть не чиркали по крышам домов.




Мы смотрели на «пришельцев», а они смотрели на нас. Глаза в глаза, и взгляд не отвести.













Мы стояли, словно вкопанные, пока пришельцы не исчезли так же неожиданно, как и появились.

Вообще, будь мы хоть немного более прозорливые, могли бы предвидеть подобный приход, ведь закат накануне предвещал что-то подобное. Было в нём нечто фантастическое. Можете убедиться сами.
Вечерний вид на Никольский женский монастырь с земляного вала.




Утром, после воздушного нашествия, мы и отправились в этот монастырь.

Спасо-Преображенский собор, архитектура, монастырь, барокко, церковь Петра Митрополита, архитектурный стиль, церкви, Сретенский Новодевичий монастырь, история, Переславль-Залесский, древнерусская архитектура

Previous post Next post
Up