563. Десантный катер Д-357 (пр.1205 Скат) (Москва)

Apr 20, 2021 07:20

На северо-западе Москвы, в парке "Северное Тушино" рядом с акваторией Химкинского водохранилища расположен Музей ВМФ России.
Одним из его экспонатов является десантный катер на воздушной подушке Д-357 проекта 1205 "Скат".
Доступ свободный, при желании можно потрогать и залезть.
Впрочем, стоит иметь в виду, что охрана смотрит в камеры и, наверняка, будет ругаться.
Официального доступа внутрь нет.
Состояние памятника - скорее удовлетворительное.
Дата съёмки - 05 марта 2021 года.

01.




02. Катера на воздушной подушке проекта Скат были разработаны в СССР в конце 1960-х годов.
Эксплуатировались на Черном, Балтийском и Каспийском морях, а так же в акватории реки Амур.
Применялись в подразделениях пограничных войск, морской пехоты, а так же в поисково-спасательных отрядах советской пилотируемой космической программы.
С 1969 по 1976 годы было построено 29 катеров проекта 1205.
Катер Д-357 был построен в 1976 году в Феодосии на заводе 831 (ССЗ "Море).
Введён в строй 30.06.1976.
Бортовой номер 634.
Списан 22.06.2005, затем передан на баланс московской администрации и в 2007 году установлен на этом месте, как часть экспозиции Музея ВМФ.



03. Основная идея десантных кораблей на воздушной подушке заключается в высокой скорости доставки десанта на неприспособленное морское или речное побережье.
Максимальная скорость Скатов - 50 узлов (92 км/ч).
При этом, катер без остановки может выйти на берег с уклоном до шести градусов и преодолевать препятствия до 80 сантиметров высотой.
Дальность плавания катеров Скат - 200 миль (360 км).



04. Минимальные требования к береговому участку открывают широкие тактические возможности по планированию десантных, разведывательных и спасательных операций.



05. Фактически, десантные катера на воздушной подушке представляют собой транспортёры личного состава, аналогичные БТР, в которых броня заменена на скорость, а амфибийные возможности возведены в абсолют.



06. Несмотря на своё название, катер на воздушной подушке не плывёт по воде, а летит над ней.
Воздушная подушка формируется потоком воздуха от двигателя, который нагнетается под днище катера.
Для повышения эффективности формирования подушки, вдоль бортов корабля устроена юбка из эластичного материала, которая удерживает нагнетённый воздух от мгновенного выхода из-под днища катера.
В катерах типа Скат применена схема распределения воздушного потока по отдельным секциям подушки с индивидуальной подачей давления в каждую из них через продольное гибкое сопло.
Это балансирует упругость подушки и позволяет сохранить подвижность катера даже при повреждениях отдельных элементов юбки.



07. Вдоль центральной оси катера расположены рубка управления и отсек десанта.
В боевом варианте катер может перемещать до 40 десантников.
В транспортном - 4 тонны груза.
Вооружение - два пулемёта ПКТ (7.62 мм) и четыре 30-мм автоматических гранатомёта БП-30 (морской вариант АГС-17 "Пламя").
В "космическом" спасательном варианте в рубке была организована каюта (пр.1205П, построен 1 экземпляр) и операционная (пр.1205П-1, тоже один катер).
Десант мог быстро высаживаться в четыре потока выходя из рубки в люки и спускаясь по откидным сходням (по паре люков и сходень с каждой стороны).



08. В задней части катера находятся три двигателя.
Под горбом-воздухозаборником - нагнетающий ТВД-10, мощностью 780 л.с.
Большой вентилятор, вращаемый этим двигателем, формирует поток воздуха направленный под днище катера и создающий подъёмную силу - воздушную подушку.



09. На вертикальных килях два маршевых двигателя ТВД-10М с воздушными винтами.
Они обеспечивают поступательное движение катера.
Не забываем, что катера на воздушной подушке не столько плывут сколько летят, поэтому и привод движителя у них воздушный.



10. Соответственно, повороты выполняются при помощи больших рулей направления.
Отсюда, кстати, проистекают и недостатки этого вида транспортёров - низкая манёвренность на малых скоростях, большие сложности с задним ходом, попаданием в повороты на дорогах и т.п.



11. Ещё один огромный минус катеров на воздушной подушке заключается в том, что они не могут скрытно подобраться к противнику.
Центральный двигатель должен работать на полную мощность для того чтобы катер поднялся над поверхностью земли или воды и мог перемещаться в принципе.
Маршевые двигатели с воздушными винтами тоже ни разу не шепчут.
Поэтому, основная миссия подобного вида боевых кораблей - активная атака со ставкой на скорость перемещения и непредсказуемость точки высадки десанта.
Либо, скоростные спасательные и связные операции в условиях открытого боестолкновения.


Оперативные действия катеров проекта Скат можно увидеть в советском фильме Ответный ход.
Вот нарезка из него и некоторых других(?) сюжетов:

image Click to view



12. Позади катера Д-357 стоит не менее интересный экспонат - экраноплан С-26 проекта 904 Орлёнок.
Ещё более быстрый, ещё более дальний, ещё более вместительный низколетящий десантный корабль.
Но о нём в другой раз.



Координаты:
55°51'5.47"С
37°27'17.31"В


корабли, Москва, военная техника, музей, iphoto, памятники, море

Previous post Next post
Up