Боевая машина в центре города Рославль, Смоленской области.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 29 апреля 2018 года.
01.
02. Рославль был с жестокими боями захвачен немцами в начале августа 1941 года.
Почти 800 дней город находился в оккупации, пока 25 сентября 1943 года не был освобождён в результате Смоленско-Рославльской операции Красной Армии.
03. В память об этом в самом центре города, на кольцевом пересечении дорог Смоленск-Брянск и Юхнов-Кричев в 1968 году был построен мемориал с памятными табличками и танком Т-34-85 на невысоком постаменте.
04. Камрад
tankist-31 подсказал мне, что эта машина была построена во второй половине 1944 года на заводе №174 в Омске.
05. Завод №174 имеет достаточно интересную историю.
Само производство в Омске появилось в конце XIX-го века, когда до Омска добралась Транссибирская железнодорожная магистраль.
В 1896 году при ней были организованы мастерские по ремонту подвижного состава.
Уже в советское время, в 1930 году, мастерские стали Паровозоремонтным заводом им. Рудзутака (революционер-большевик латышского происхождения, расстрелянный в 1937-ом году).
В 1941 году завод преобразовали в танковый, присвоив номер 173.
06. В 1924 году на Ленинградском заводе "Большевик" образовалась группа энтузиастов-танкостроителей, которая в дальнейшем преобразовалась в Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО).
В 1932 году танковое производство и ОКМО выделили из состава завода "Большевик" в самостоятельное предприятие - "Ленинградский государственный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова" (очень тогда любили называть предприятия именами живых людей).
В 1933 году предприятие разделили ещё раз, выделив ОКМО в "Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 имени С. М. Кирова" (убит через год, канонизирован советской пропагандой; убийство Кирова считается поводом для начала Большого Террора второй половины 1930-х годов).
В мае 1940 года заводы №185 и №174 объединили обратно (опытный преобразовали в отдел Главного конструктора 174-го).
С началом войны завод №174 был эвакуирован сначала в Чкалов (ныне Оренбург), а в марте 1942-го переехал в Омск.
07. Фактически, эвакуированный Ленинградский завод №174 поглотил Омский завод №173 на площадке которого разместился.
И сам стал Омским.
08. В 1946 году заводу №174 вновь присвоили имя Ворошилова (снова живой вождь; умер только в 1969 году).
В 1965 переименовали в честь Октябрьской революции (интересно, как к этому отнёсся Ворошилов?).
В 1988 году повысили до Производственного объединения «Завод транспортного машиностроения» имени Октябрьской революции
В постсоветское время завод ещё несколько раз сменил название, частично банкротился и приватизировался, получив в 2014 году название "Омский завод транспортного машиностроения".
По информации на начало третьего десятилетия XXI-го века ОЗТМ работает и входит в структуру Уралвагонзавода, выпуская системы ТОС-1А, ПТС-4, МТУ-90М, ПДП и другие.
09. Во время же Великой Отечественной заводом №174 в Ленинграде (до эвакуации) выпускались танки Т-26 и Т-50.
А в Омске, после выпуска 15 экземпляров Т-50 в 1942 году, завод активно включился в производство Т-34, а с 1944 года и Т-34-85.
10. Всего заводом №174 до 1946 года было выпущено около 6900 танков Т-34, включая и вот эту машину.
11. Хорошо заметны признаки омского выпуска в башенном литье (форма шва и боковой профиль стенок).
12. Бронировка пулемёта в правильном положении.
Имитация пулемёта так же присутствует.
13. Днище танка.
Что закрывают эти крышки?
Координаты:
53°57'15.79"С
32°51'50.71"В
Другие Т-34:
- Танк Т-34: Каменск-Шахтинский, Карачев, Краснодар, Кубинка, Хвастовичи;
- Танк Т-34-85: Белгород, Болхов, Брянск, Воронеж, Иркутск, Калининград, Кубинка, Людиново, Минск (Курган Славы), Михайлов, Мценск, Наро-Фоминск, Новокузнецк, Орёл, Первый воин, Рославль, Ростов-на-Дону, Смоленск, Советск (1), Советск (2), Тирасполь, Тула, Улан-Удэ, Филоново (М4, 725 км.), Чернь (башня), Чита (1), Чита (2), Ярцево.