БМ-13НМ Катюша (Музей-диорама, Воронеж)

Dec 15, 2018 07:33

Макет гвардейского миномёта Катюша у Музея-диорамы в Воронеже.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - неоригинальное.
Дата съёмки - 02 сентября 2017 года.

01.




02. БМ-13 - советская система реактивной артиллерии, принятая на вооружение в 1941 году.
Система вооружения устанавливалась на различные носители - грузовые автомобили, корабли, поезда, а так же стационарно.
БМ-13 состояла на вооружении Советской Армии до начала 1980-х годов.
Основной послевоенный носитель БМ-13 в Советской армии - грузовой автомобиль ЗиС-157.
Именно такой грузовик стоит здесь.



03. К установке машины подошли с толком, вывесили подвеску на подставках, сняли все мелкие навесные элементы, закрыли щитками стеклянные.



04. Констанин Лосевский (mib55) обратил моё внимание на то, что пусковая установка установлена на грузовой платформе.
Очень вероятно, что эта машина первоначально была обычным бортовым грузовиком ЗиЛ-157, а пусковую на неё прикрутили для имитации БМ-13НМ при передаче в музей.
У оригинальной БМ-13НМ платформы никогда не было, а пусковая установка крепилась непосредственно к раме автомобиля.
Очень хорошо это видно, например, на Катюше в Белгороде.



05. Пусковая установка состоит из восьми двусторонних Т-образных направляющих, на которых подвешиваются 16 132-мм реактивных снарядов (ракет).



06. Интересно, что столь нетипичный для для классической артиллерии калибр 132 миллиметра, в начале 1930-х годов реактивные снаряды получили из-за несовершенства технологии и ошибок в расчётах при производстве пороховых шашек для их двигателей.

Реактивный снаряд состоит из головной части (взрыватель, взрывчатое вещество и корпус с поражающими элементами), твердотопливного ракетного двигателя и оперения.
Твёрдотопливный двигатель - это достаточно простое по конструкции устройство (труба с порохом, открытая с одного конца и закрытая с другого), но при этом сложное технологически.
Порох в нём должен быстро гореть, но не взрываться, а скорость этого горения должна быть равномерна.
Только в таком случае можно будет прицельно стрелять реактивными снарядами.

Проще всего организовать равномерность горения конструктивно - нужно обеспечить примерно одинаковую площадь горения на протяжении всего времени работы двигателя.
Для этого используют пороховые шашки специального состава и формы.
Чаще всего это трубки из особого пороха с толстыми стенками - они горят снаружи (и площадь в процессе выгорания пороха уменьшается) и изнутри (отверстие внутри при горении увеличивается, соответственно растёт и площадь).

Пороховые шашки, для разрабатываемых советскими артиллеристами реактивных снарядов, проходили несколько технологических этапов.
В том числе, включающих смешивание компонент, ряд химических реакций при этом, прессование полученной пасты, обрезка по длине и сушка.
Было устроено новое производство, установлено оборудование и изготовлена оснастка.

Первоначальное задание на реактивные снаряды подразумевало типовой калибр 3 дюйма (76.2 мм).
Однако, после завершения производственного цикла было обнаруженно, что высохшие шашки имеют диаметр 24 миллиметра и никак не помещаются в пакете по семь штук (центральная и шесть вокруг неё) в снаряд калибром 76 мм.
Три 24-мм шашки в ряд это и есть 76-мм.
А ещё нужны стенки.
Переделывать прессовое оборудование было долго и дорого (пришлось бы выкинуть почти всё и поставить новое).
Поэтому просто сделали стенки по 3 миллиметра, и определили новый калибр - 82 миллиметра.

Для более крупных снарядов было решено использовать те же самые шашки.
Плотная укладка в три слоя (19 шашек) давала внешний диаметр 122-123 мм.
Плюс по 5 миллиметров на стенки = 132 мм.

В дальнейшем технологии приготовления ракетных порохов усовершенствовались, шашки стали делать любого нужного размера, но калибр снарядов менять уже не стали.



07. По ходовой части автомобиль вполне комплектен.
Двигатель и КПП на месте, как и карданные валы.



08. Карданных валов у ЗиЛ-157, кстати 5 штук.
Один идёт от КПП к раздаточной коробке, от которой идут ещё три - один к переднему мосту (на предыдущем снимке) и два к задним (на этом).



09. Причём для привода самого заднего моста, чтобы обойти средний мост, используются два последовательных кардана.
Достаточно сложная в обслуживании и ремонте схема.



10. Очень мирный элемент экспоната - паутина на оперении реактивных снарядов.



Координаты:
51°39'33.83"С
39°14'48.79"В


aer17, +Л.Н., Воронеж, макет, памятники, +Л.О.

Previous post Next post
Up