Кино и ядеры почти ровесники, вместе с автомобилями и какой-нибудь эмансипацией. Нельзя, конечно, утверждать, что ядерная тема в кино также популярна, как автоаварии или любофф, не говоря уже о чемоданах долларов. Но она обладает своей притягательностью и способностью раскарасить и продвинуть сюжеты, поэтому киношники обращаются к ней.
Такое впечатление, что атому и атомщикам с кино не везло. Чуть не самое первое появление талантливого пионера-атомщика Dr.No (да,
это был он) на экране большого кино закончилось трагически - английский пижон Дж.Бонд утопил его в кипящем теплоносителе. Кстати (внимание наших green friends!), и путь Бонда-007 показателен: сегодня мочишь атомщика, а завтра не можешь слушать Beatles без берушей.
Советским атомщикам везло чуть больше: если он возится с ядерами, и делал бомбу, то сначала превращается в анемичного бессеребрянника, а затем в черно-белых интерьерах с резкими тенями его убивают невидимыми нейтронами. Но, согласно законам советской кармы, быть ядерщиком - лекая провинность, и в следующей жизни он рождается слесарем-интеллигентом.
Но главная роль атома в кино, конечно - роль вселенского ужаса. Так сказать, всеобщую известность атому принесла роль nuclear holocaust в послевоенном голливудском кинематографе.
Массовый кинематограф = массовое сознание -> кинематограф пугает нас тем, чего мы действительно боимся. При этом кому-то удается снять популярное кино про то "как охеренно страшно быть съеденным охеренно большой акулой" (с). А кому-то приходится уничтожать все человечество, чтобы только привлечь наше внимание к своим измышлениям. Но и уничтожить мир надо таким способом, в который мы верим в массе своей, которого боимся по-настоящему.
Авторы англоязычной Википедии любовно собрали информацию
о различных способах уничтожения мира, использованных в кино, телесериалах, романах. Для понимания динамики всемирных страхов представляется достаточным проанализировать американский кинематограф, который как минимум 277 раз уничтожал планету и человека на ней.
На графике представлено количество фильмов апокалиптического и пост-апокалиптического содержания, снятые в течение каждого послевоенного десятилетия. Судя по нему, именно в 1980-х человечество (та его часть, что смотрела голливудское кино, конечно) больше всего верила в возможный рукотворный конец света. Почему? Может, в воздухе чувствовалась нестабильность и грядущие большие перемены. А может огромные ядерные арсеналы напрямую влияли на умы. А может музыкой электро-диско навеяло. Но похоже, что тема находила горячий отклик.
Обратите внимание - в нашем десятилетии конец света снова входит в моду. Почему - может быть станет ясно ниже.
Конечно, наибольший интерес представляет ядерный способ уничтожения, то, что по-английски и называют
nuclear holocaust. Обычно мир погибает в результате ядерной войны, ядерной зимы, мутирует от запредельной радиации и т.д., но для настоящего исследования это не существенно.
На графике приведено количество фильмов, использующих идею атомного Апокалипсиса, снятых в течение каждого послевоенного десятилетия; всего в Вики перечислены 49 таких фильмов.
Для пущей научности на графике отмечена заметные атомные и политические анти-события, которые могли бы сформировать массовые страхи (Хиросима и Нагасаки в самом начале шкалы, на вский случай). Похоже, опять 80-е лидируют. Большинство фильмов 80-х с темой nuclear holocaust сняты до Чернобыля, т.е. работают со страхом вообще, а не конкретным. Среди этих фильмов, кстати, и Терминатор-1: взбесившийся компьютер, взаимное уичтожение СССР и США, маленький человек бунтует против рока. Так подумаешь - тяжелые у них были психозы! Нам за железным занавесом было получше, всего лишь в очереди за колбасой стояли, а от ядерного холокоста нас прикрывали морпехи из "Одиночного плавания".
Помимо ядерных, однако, фабрика грез накреативила достаточно много других способов нашего общего кирдыка, иными словами - палитра наших общих страхов велика. Посмотрим ее в динамике, отметив предварительно, что в новом веке ядерный кирдык уже не так популярен. Подозреваю, что вытеснен конкурирующими страхами. Какими?
До недавнего времени бесспорным лидером была война на самоуничтожение человечества. Но в 1990-х отпустило - видимо разоружение, новое мышление, туда-сюда. Зато в начале 2000-х расцвели все цветы страхов! Биологический апокалипсис пришел вместе с модой на биотех и генную инженерию. По-эстетски приятно констатировать прогресс инопланетных вторжений и зомби-апокалипсиса (это когда война, но с негуманоидными видами, зомби-чума, вампиры, др.). Ну и конечно, экологические катастрофы в фаворе. Настолько, что самому скучному ее пропагандисту дали Нобелевку в 2005.
Кстати, один взгляд на пестроту страхов 2000-х - и взгляд затуманивается в размышлениях о многообразии конкурирующих доктрин, об одновременном существовании многих цивилизаций кинозрителей, верящих в разные концы света...
Выбранный метод исследования, конечно, имеет некоторое ограничение - есть сомнение в полноте списков, классификация нечеткая (как разделены война и ядерная война?). Но при более аккуратном отношении к исходным данным, привлечении какой-то наукообразной статистики типа анализа временных рядов и дополнении анализом поисковых запросов или прочих интернет-вкусностей - готовая диссертация, знаете ли. Если что - ссылка обязательна+приглашение на банкет!
Да, как ни смотри, большая ядерная тема в кино хоть и была когда-то модной, а потом страшной и волнующей, нынче затмевается другими. При этом такое впечатление, что бояться конца света мы стали как-то интенсивнее, вот.