Глазами очевидцев: Украина в эпоху коллективизации

Feb 12, 2008 18:48

Когда читаешь эти материалы*, невозможо отделаться от впечатления, что человек сидит прямо напротив тебя. Это история не отдельного человека, а всего поколения. Слова этих людей так искренни и полны такой невыносимой боли и отчаяния, что хочется поделиться ими с другими людьми, чтобы уменьшить коллективную бессознательную боль целого поколения, многих народов, до сих пор не знающих или не верящих в трагедию, пережитую их недалекими предками.

Это интервью было взято у женщины 1898 года рождения, проживавшей в 75км от города Сумы, Украина. Ее фамилия Кошельняк. В своем рассказе она описывает приход советской власти в Украину.

История начинается с того, что она выходит замуж за младшего сына помещика-украинца, который передал сыну часть своей земли: 7 гектаров в Полтавской области, район Сенива, около городка Хадяч. В 1930 году пришла коллективизация. Колхоз был создан на базе нескольких хуторов. Людей загоняли в колхоз насильно - если человек не вступал, уже с 1929 года на его хозяйство налогался огромный налог. Ее мужа арестовали в 1930г. за контр-революцию - агитацию против колхоза, попытку про-украинского восстания. Что было вполне естественно в тех условиях. Тройка НКВД приговорила его к 10 годам каторги в Сибири. Пока муж находился еще в суммах, женщина возила ему передачи. В один день, возвращаясь из города она обнаружила дом разворованным - не осталось ни дверей, ни окон. Ее с двумя сыновьями выгнали с хутора. Детей приютили другие люди, а она пошла по деревням подрабатывать портнихой. В колхоз ее не брали как бывшего кулака. Дальшее можно только цитировать:
“Мне повезло, что я умела шить. Иначе бы никогда не выжила во время голода. Я работала портнихой на руководителей колхозов и людей, которые пришли к власти в то время. Они наворовали много одежды у кулаков, а я перешивала эту ворованную одежду. Также я работала посудомойкой. За работу меня кормили и давали ночлег, потому что мне негде было жить... Из-за хаоса в первые годы коллективизации, много гектаров земли в нашей деревне остались бесхозными, несмотря на то, что колхоз уже был создан и ему принадлежали все земли. В том числе и наша с мужем земля. Администрация колхоза приписало мне возделование 2-х гектаров нашей собственной бывшей земли. Мне приходилось покупать семена, нанимать людей, чтобы вспахать поле, потому что у самой не было ни лошадей, ни плуга, ни сельскохозяйственных приспособлений. Это было в 1932г. Днем я работала на поле, а по вечерам портной. Жила в доме главы колхоза и была у его жены посудомойкой. Я старалась ухаживать за землей изo всех сил, т.к. надеялась получить часть урожая. Несмотря на то, что урожай в 1932 году был очень хорошим, я ничего не получила. Все забрал колхоз. Это было осенью 1932 года. Потом пришел ужасный голод 32-33-го годов. Искуственно созданный голод, запишите это! Урожай 1932 года был очень хорошим в Украине, но Коммунистическое Советское правительство силой забрало весь урожай. Такого голода в России не было в то время. Наши крестьяне на поезде ездили туда покупать зерно. Было трудно пережить этот голод. Многие в нашей деревне вспухли от голода. Много семей погибло. Голод был такой страшный, что люди ели листья и кору деревьев. Мои мальчики срывали листья, запекали их и ели. Это было ужасно. Я покинула хутор и поехала в соседние районы Харьковской области. Мне повезло, что я умела шить. Я работала портнихой и посудомойкой на людей у которых была власть в деревнях и которые жили довольно хорошей жизнью. Они были начальниками колхозов, бригадирами, управляющими и т.д. Путешествуя по деревням, я зарабатывала едой и деньгами. Поэтому мне удалось сохранить себя и мальчиков. Позже я привыкла к такой жизни и жила лучше, чем люди в колхозах. Мои мальчики всегда были одеты, у них была обувь. Правда мне приходилось только тайно встречаться с ними. По ночам я носила им еду. Позже я отправила старшего в Челябинск в школу механизаторов. Несмотря на то что их там кормили, я отправляла ему посылки с едой. Так я жила до 1935-го года. (http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/5634437?n=1&jp2Res=0.5&imagesize=2400&rotation=0)

Далее она рассказывает, как в 1936 году ее заставили вступить в колхоз, в который ранее не хотели брать как жену политического и кулака. Если бы она не вступила, то должна была платить налог 700 р. в месяц за то, что занималась шитьем. Она вступила в колхоз и признается, что жизнь ее стала в десятки раз хуже, чем тогда, когда она ходила по деревням и работала на себя. В конце года в колхозе ей выдавали немного зерна и картошки за удачную посевную кампанию. Позже ее стал навещать муж, которого из ссылки отправили на строительство железных дорог в Казахстан. В один из его приездов немцы захватили Украину. Она пишет,что при фашистах жить стало легче, потому что они распредилили по 1,5 гектара на человека земли в частную собственность. Она пишет, что немцы совершили много ошибок и жестоко обращались с украинцами. (Ее слова также подтверждает женщина из Беларуси в моем прошлом переводе). В 1943 году наступает Красная армия, женщина с семьей бежит в Венгрию, позже в Саксонию, оказавшись в американском секторе переежает в США. В Нью-Йорке на третий день ей предоставляют работу портной, где она продолжает работать вплоть до времени взятия интервью в июле 1951 года.
Это только часть истории этой женщины. По-моему,здесь примечательны две идеи: первая - голодомор в Украине был. И он был создан искусственно действиями советского правительства. (Другая участница эксперимента подробнее описывает весь ужас происходящего):
Голод был такой силы, что не было сил хоронить мертвых... Моя мать собирала камыш вдоль реки и готовила из него похлебку. Несмотря на то, что мы не умерли - мы вздулись от голода. Три сестры и три младших брата умерли от голода. В городах была такая смертность, что люди боялись ходить ночью. Их убивали и сьедали. Уменя была соседка. Ее двое детей умерли от голода. Мы знали, что она порезала их, приготовила и сьела. Через несколько дней она тоже умерла. (Здесь респондент стала очень эмоциональной и расплакалась). Я помню в 1933 году я была в Киеве. Я была на Бессарабском рынке. Я увидела женщину с саквояжем. Она продавала холодец из мяса, замороженное 50р. за порцию. К ней подошел мужчина со всеми признаками обезвожживания. Он купил порцию и начал есть. Вдруг он заметил человеческий палец в холодце. Он закричал, собрались люди, повели женщину в милицию. В милицейском участке по счастливой случайности оказалось два сотрудника НКВД. Когда люди рассказали, что произошло, НКВД-шники рассмеялись, и сказали: Замочила кулака? Молодец! Вместо того, что бы наказать, они отпустили ее на волю. (http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/5370677?n=6&imagesize=2400&jp2Res=0.5)
Поэтому все инсинуации про- и пост-совков можно отметать в сторону не задумываясь.
Второй факт - мировоззренческий. Несмотря на то, что быдло пришло к власти и все перевернулось вверх ногами - бывшая элита, стала работать портными и посудомойками на необразованных проходимцев. Люди, которые всегда ценили труд - не пропали, а еще раз доказали свою состоятельность. Продолжение следует...

*По материалам HPSSS http://hcl.harvard.edu/collections/hpsss/index.html

остренькое, похороним Ленина, совок

Previous post Next post
Up