free will theorems by тончайший доктор

Aug 23, 2014 21:04

свобода воли:
http://physics.stackexchange.com/questions/30065/why-do-people-rule-out-local-hidden-variables

Шотландец считал:
"Будучи в сущности единой с разумом, божественная воля выбирает для творения из всего представленного ей разумом возможного ту комбинацию вещей и событий, которая ей представляется наилучшей, хотя ей как абсолютно свободной ничто не препятствует выбрать любую другую. Следовательно, выбор божественной воли контингентен, а значит, и творимый ею мир и все вещи в нем контингентны, т.е. они могли бы быть, но могли бы и не быть. Вместе с тем, уже принятое волей Бога решение имеет необходимый характер и не подлежит изменению, поскольку происходит от божественной сущности. Более того, акт воления божественной воли - акт единственный и cовершается он вне времени, в мгновение вечности, хотя творимое этой волей получает существование (exsistentia) каждое в свое время. В этом единственном акте божественной воли предопределяется вся совокупность вещей и событий на всем протяжении истории мира, предопределяются и судьбы людей, правда, с учетом того, что люди также наделены разумом
и свободной волей. "

в споре номиналистов и реалистов мне ближе концептуалист, отделять надо вот так:

"Поскольку, ... первый объект богословия ... является конечной целью, а принципы, взятые в сотворенном разуме от конечной цели, суть принципы практические, постольку, следовательно,
принципы богословия являются практическими; следовательно, и выводы из них - практические."
- или:
"твердость в доктрине и регулярное исполнение ритуалов" т.е., философия и наука тут непричем:
"в сфере разума ... " В частности, понятие свободы воли.

Ну и просто замечательное:

"Кроме того, для выражения личности лучше подходит не "чтойное" понятие субстанции, а понятие экзистенции - "существования". Следовательно, по его мнению, личность выражается в
особенностях ее неповторимого существования, которое она не может разделить ни с кем другим, ибо экзистенция "несообщаема", "непередаваема" и неотчуждаема, а поэтому и характеризуется "предельным одиночеством". ..

Рассуждая дальше, Шотландец доказывает, что эта "несообщаемость" личности не есть нечто отрицательное, а, напротив, есть нечто позитивное, а именно то, что выражает полную автономию и внутреннюю свободу личности. "Предельное одиночество" и экзистенциальная свобода - по сути одно и то же. Однако "предельное одиночество" возлагает на личность и всю ответственность за тот или иной выбор способа своего существования, а поскольку экзистенция личности есть экзистенция разумной природы, то она управляется разумом, и личность, будучи метафизически одинокой, только перед Богом и перед своим разумом несет ответственность за свои поступки."

взято из вводной статьи Майорова к "Иоанн Дунс Скот, Избранное".
Previous post Next post
Up