Техасский архитектор
Дэн Филлипс объясняет, как философия Ницше и Сартра сподвигла его строить удивительные дома из мусора, и объясняет, почему в современном мире тошнотворная апполонистическая философия порядка и замещения является главенствующей.
Mои клиенты - одинокие матери, семьи с низким доходом и художники. Я строю для них дома, на 70-80 процентов состоящие из отходов, то есть из материала, отжившего свое, отправленного на свалку, в топку или в измельчитель для удобрений.
У нас на низшем уровне - базовые потребности: кров, одежда, пища, вода и размножение. Затем - безопасность. Третьим номером - отношения. Четвертым - статус, тщеславие. Что-то напутано с иерархией ценностей - мы пропихиваем тщеславие во главу угла. В результате принимаем тщеславные решения и не можем позволить себе ничего, кроме бобов.
В «Рождении трагедии из духа музыки» Ницше утверждал, что культуры колеблются между двумя точками зрения. Существует взгляд аполлонический - продуманный, разумный и безупречный. На другом конце - взгляд дионисийский, подчиненный страсти и интуиции, терпимый к человеческим слабостям. Для того чтобы повесить картину исходя из аполлонического подхода, понадобятся теодолит, лазерный отвес и микрометр. С дионисийским подходом все иначе: бах! - и висит. Я выпячиваю недостатки, отвожу главную роль естественному процессу. А аполлонический подход создает мусор. «Ой, трещина? В ведро. На свалку».
Я отвечаю вашим представлениям о том, как надо жить. Я знаю, чего от меня ждут, и пытаюсь соответствовать. То же происходит и со строительством, поэтому все и выглядит одинаково. Культурные ожидания формализованы - в результате ботинки у всех парные, а дома соответствуют ожиданиям Ассоциации домовладельцев. Хоть они порой настоящие нацисты, ей-богу.
Это все аполлоническая модель, платонов подход, усугубленный тем, что профессионалы - поставщики, инженеры и архитекторы - умеют думать только в рамках этой модели. В таком виде они доводят ее до потребителя, которому только того и нужно, - получается самосбывающееся пророчество, замкнутый круг. Затем добавляются маркетологи и консультанты - и вот мы уже покупаем то, в чем не испытываем нужды.
Нужна смелость, чтобы нырнуть в примитивную и страшную глубину себя, чтобы начать принимать собственные решения. Получается это не всегда, но это нормально. Если боишься неудач - ни черта не выйдет.
via
Esquire