Эффект Пигмалиона: предвзятость меняет мир!

Dec 12, 2012 17:19




Эффект Пигмалиона (он же эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора) - это психологический феномен, суть которого заключается в том, что убежденный в верности той или иной информации человек непроизвольно ведет себя таким образом, что эта информация получает подтверждение. Информация может быть верной и вымышленной, позитивной или негативной, услышанной от другого человека или быть собственным убеждением. В любом случае эти ожидания во многом определяют характер действий субъекта и то, как он интерпретирует последующие события - из чего человек получает доказательства собственной правоты.


Античные истоки

Согласно легенде, мифологический скульптор Пигмалион создал статую девушки неземной красоты. Чем дольше мастер любовался творением своих рук, тем прекрасней казалась ему мраморная девушка. Вскоре Пигмалиону уже казалось, что ни одна из женщин Эллады не может сравниться со статуей, которую он назвал Галатеей. Скульптор проводил рядом с ней дни и ночи, любуясь её точёными изгибами, одаривая ее щедрыми дарами и нашёптывая нежные слова любви… Отчаявшись, Пигмалион обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви осуществила его желание. Когда мастер вернулся домой, его ждала там ожившая статуя - живая, тёплая, любящая Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть её скульптор.

Вера в исключительность своего творения и страстное желание разделить с ним свою любовь помогли Пигмалиону воплотить невероятную мечту в реальность. В основе эффекта Пигмалиона могут лежать любые другие ожидания - лишь бы субъект не колебался между множеством различных вариантов и предвидел какой-то один сценарий. Об этом и говорят на разные голоса создатели фильма «Секрет», Вадим Зеланд в своём «Транссерфинге реальности» и прочая «нейро-мистическая» литература.

Как работает этот эффект?

Первым об этом психологическом феномене поведал миру Р. Розенталь. В эксперименте участникам поручали следить за поведением популяции крыс в лабиринте, причём одним наблюдателям сообщали о высоком интеллекте грызунов, другим - о примитивных умственных особенностях. В результате Розенталь получил данные, которые подтвердили обе версии. Когда лаборант присматривал за «умной» крысой, он вёл себя мягче, поглаживал зверюшку и помогал ей преодолеть стресс - поэтому «нечаянно» создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания.

Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя: оказалось, что якобы «способные» ученики действительно достигли выдающихся успехов. В 1966 году учёный описал особенности «эффекта предвзятости экспериментатора» в научной деятельности, который наблюдается в таких случаях:

* Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, в дальнейшем пытаются получить ещё более позитивный результат. Зато экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.

* Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.

* Осознание экспериментатором своей возможной предвзятости может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.

* Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые по-дружески и с интересом относятся к испытуемым. Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга. Экспериментаторы-женщины более эмоциональны, и потому больше склонны к предвзятости, чем мужчины.

Другие эксперименты

Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали эффект Пигмалиона с помощью социального эксперимента: группу студентов колледжа, в которой никто не знал друг друга, разбили на пары. Одному человеку в каждой паре по секрету сообщали, что его напарник либо симпатизирует ему, либо испытывает к нему неприязнь. Затем учащимся давали возможность встретиться и пообщаться со своей парой. Как и ожидали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру: они были откровеннее, сердечнее, чаще приходили к общим выводам. Студенты, которые считали, что не нравятся своему партнёру, вели себя жёстче и больше спорили с собеседником, заставляя его по-настоящему испытывать ожидаемое раздражение и неприязнь.

Эффект Пигмалиона проявляется повсеместно: когда руководитель верит в сотрудников, воспитатель - в ребёнка из неблагополучной семьи, врач - в своего пациента… По той же причине научный мир до сих пор в неуютном тупике: в опытах по проверке паранормальных явлений сторонники парапсихологии получают положительные результаты, а скептики с тем же успехом находят опровержение.

Проективная идентификация

Схожий с эффектом Пигмалиона механизм из области психоанализа заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Проективную идентификацию, впервые описанную Мелани Кляйн, считают своего рода психологической защитой.

Однако она работает только в случае позитивной «проекции» на другого человека: ожидая увидеть в нём приятные качества, субъект бессознательно ведёт себя соответственно с этим прогнозом - так что другой человек невольно «включается в игру» и показывает себя с лучшей стороны. Если же от него ждут приступов агрессии, грубости, вульгарности - то своим бессознательным поведением можно спровоцировать человека именно на неадекватные поступки. В любом случае образуется замкнутый круг: едва мы создаём добрую или злую проекцию, мы начинаем получать её отражение снова и снова, - до тех пор, пока не рассмотрим в этом зеркале самих себя и не изменим образ своего мышления.

Опубликовал здесь

Психология, Социум, Феномены, Наука

Previous post Next post
Up