Jul 31, 2015 16:32
Здравствуйте, мои немногочисленные читатели.
После перерыва вновь берусь за тему госзаказа в конкретном, свойственном мне ключе: Есть проблема - Предлагаю решение.
Я уже переслал эту бумагу нескольким журналистам. О результате сообщу здесь или в твиттере @mvshishkin
Первая часть написана сухим языком, вторая - отвязным.
Так что если вы "сухарь", то читайте первую часть, а если отвязный (или отвязная) - то вторую.
Тем же, кто прочтёт обе части, вышлю большую конфету.
Инициативы Союза Поставщиков Государственного Заказа
г. Екатеринбург 30 июля 2015 г.
Законодательство в сфере государственного заказа, а проще говоря - тендеров - далеко и от совершенства и иногда даже от логики.
Закон 44-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2014 г. И принятый вместо 94-ФЗ не изменил ситуацию ни коим образом и проблемы остались те же самые - коррупция, отсутствие реальной экономии народных денег, раздутие служб, которые не приносят никакую пользу стране и народу, а занимаются переписыванием переписанного, при этом охотно потребляют значительные средства на своё содержание и зарплату.
Вообще я убеждён, что для отладки механизма госзаказа, равно как и для отладки любого другого экономического и социального механизма принимать идеальные законы мало, а иногда и не нужно совсем.
Но - это тема разговор иного рода, а сейчас то, что касается Закона о госзакупках.
Поработав в наших реалиях и столкнувшись с этими самыми реалиями лицом к лицу я выступаю с тремя чёткими и конкретными инициативами о внесении изменений в Закон. Вот их суть:
1. Обязать заказчика после окончания процедуры торгов и запросов котировок выкладывать в общий доступ заявку победителя и заявки участников, занявших 2 и 3 места.
А быть может, и все заявки - сделать это совершенно не трудно.
2. Запретить заказчикам в случае указания на ГОСТ или ТУ (технические условия) какого-либо поставляемого товара требовать от участника предоставления дополнительных сведений о товаре, а также сведений, содержащихся в самом ГОСТе или ТУ.
Указания на товар и ГОСТ (ТУ) при наличии такового должно быть достаточно.
3. Запретить заказчику требовать в составе заявки сведения и характеристики товара, которые не влияют на эксплуатационные свойства этого товара.
Заказчик вправе требовать в составе заявки только тех характеристики товара, необходимость и критичность которых он в состоянии объяснить контролирующим органам и любому участнику размещения заказа.
Разъясним подробнее.
п. 1.
Единственный способ протащить свою, родную, коррупционно интересную фирму и отдать только ей государственный контракт (народные деньги) - отклонить заявки других участников, не допустить их вообще.
При этом заявки неугодных компаний рассматриваются буквально под микроскопом, а заявка своей компании - сквозь пальцы. Схема не нова.
Заверения заказчиков в том, что при современной системе электронных аукционов они сами не знают, чья заявка кому принадлежит - абсолютная неправда.
"Свою" заявку они узнают хоть из тысячи, как человек узнает своё письмо, даже если под ним не будет подписи.
Таким образом, заведомый победитель тендера (участник коррупционной цепочки) может совершить сколько угодно ошибок в своей заявке - его всегда на тендер пропустят и об этих ошибках никто никогда не узнает.
Если же, согласно инициативе № 1, обязать заказчика выкладывать заявки всех участников (как минимум - победителя), то само собой включается механизм общественного контроля: - другие участники тендера, недовольные поражением или отклонением, обязательно изучат заявку победителя и если окажется, что заказчик, не обращая внимание на ошибки, пропустил чью-то заявку и присудил ей первое место - обжалование от участников и отмена результатов торгов наступят незамедлительно.
п. 2. и п. 3.
Эти пункты можно назвать не иначе, как "латание дыр". Будем латать самую большую дыру в Законе 44-ФЗ.
Итак, вы - коррумпированный заказчик. Вы объявляете крупный тендер. Для пущей прибыльности нарочно раздули смету, вписали туда работы, которые и выполнять-то не нужно (а деньги под эти "работы" выделили) и очень-очень хотите получить половину суммы государственного контракта себе в карман.
Как сделать так, чтобы все участники сдали неправильные заявки и только один (тот, который занесёт вам заветную половину) сдал заявку абсолютно верную? А вот как.
Закон разрешает предъявлять требования к качеству поставляемого товара. Это качество прописывается в виде показателей той или иной характеристики.
Вам нужен бетон с морозостойкостью F100? - хорошо. Прописываем это в требованиях.
Вам нужен краска долговечностью 10 лет? - замечательно. Указываем в документации и это.
Так поступил бы честный заказчик.
Но мы коррумпированы не на шутку и идём гораздо дальше. Мы требуем указать содержание в краске серы, кадмия, смол, иных элементов, о существовании которых ни один строитель даже и не подозревал. Мы требуем от участников указать удельное сопротивление по вискозиметру, несмотря на то что вискозиметра этого никогда в жизни не видели и не увидит, а какое там на самом деле сопротивление - никто не знает и никогда не проверит.
При покупке обычного водопроводного крана мы расписываем на целой странице требования к крану, а ещё на одной странице - к ручке этого крана: её размеры, подробный химический состав пластмассы, коэффициент искривления поверхности ручки крана при изменении температуры…
Идём далее.
Цемент разводится водой? Великолепно!
Если бы вы знали, сколько свойств, сколько невиданных характеристик у простой водопроводной воды - и все эти свойства с участника можно совершенно законно трясти и требовать, пока он не застонет!
И, уверяю, если над техническим заданием посидит две недели группа специалистов, то они раздуют и зашифруют это техзадание так, что правильную заявку подаст только один - тот, кому лично вручили верный "оригинал". Другие понаделают ошибок, потому что правильно сделать такую заявку невозможно.
Вот и получается, что в сфере наших "эффективных" закупок:
Первая группа специалистов со стороны заказчика за народные деньги "зашифровывает" техническую документацию, затем группа специалистов (а чаще один) со стороны участника в сжатые сроки всё должны "расшифровать".
Но расшифровывать, как мы знаем, гораздо труднее.
А можно было просто написать: "Требуется краска такая, ГОСТ такой". И всё…
Мы хотим, чтобы у участника была возможность задать заказчику вопрос: "Какая вам разница - привезут цемент в мешках по 25 кг. или в мешках по 50 кг??" и заказчик будет обязан разъяснить, почему ему нужно именно в этих мешках и именно такого веса, а никакого другого.
А если заказчик заявляет, что он - хозяин и вправе требовать, что пожелает, что количество редкоземельных металлов в сосновых досках ему позарез как важно знать - то или разъясни или не морочь людям голову.
Лично я не видел ни одного, кто бы разъяснил, а видел только тех, кто морочит людям голову, оставаясь чистым перед законом.
Председатель Союза Поставщиков Госзаказа М. В. Шишкин