Паламизм

Jul 23, 2019 13:31

Паламизм как скрытый антитринитаризм. Несовместимость паламизма и учения о Боговоплощении.

По сути паламизм является, ни много ни мало, проявлением крипто-антитринитарной (или, как сказали бы во времена классической патристистики, иудействующей) тенденции в богословии отделенного Востока.

Действительно, если, по паламизму, все Лица Троицы равно трансцендентны, и ни Отец НЕ раскрывается через Сына, ни Сын НЕ открывается в Духе, если вся Троица действует в мире общими для Нее нетварными энергиями, то возникает вопрос: как можно говорить о особом явлении Божественных лиц в мире?

І О Схождении Духа

Например, как можно говорить, что именно Дух сошел на Апостолов в Пятидесятницу если Он(Дух) в непричастуемых эмпиреях, а твари открыты лишь общие всей Троице(а следовательно являющие Духа не более и не менее чем Отца и Сына) нетварные энергии?

Ответ очевидный - никак, нельзя так говорить. И наиболее последовательные паламиты, начиная еще с Марка Эфесского, именно это и утверждают - мол "на Апостолов сошел НЕ Дух, как Третье Лицо Троицы, а общая всей Троице нетварная энергия, благодать. И вообще практически везде где Писание говорит о Духе оно говорит про нетварную энергию, а не про Дух, как Лицо Троицы". То есть тут последователи Паламы шлют пламенный привет социанам, унитарианам и Свидетелям Иеговы, утверждающим о явленном в Писании Святом Духе ровно тоже самое, что, якобы, никакое он не Лицо, а просто сила Божья.



Проблема тут в том, что в Писании по сути нет ни одного свидетельства о Святом Духе вне контекста Его действия в мире. И если мы относим все действия Духа в мире не к Нему самому, как Третьему Лицу Троицы, а к "нетварным энергиям"(как это делают последовательне паламиты), то у нас вообще нет никаких оснований говорить, о существовании именно Божественного Лица - Ипостаси Духа.

Да Христос говорит о Духе, что "Он от Отца исходит". Но Господь говорит именно о том самом Духе, который был ниспослан в Пятидесятницу. И если в Пятидесятницу, как утверждает последовательный паламизм, на апостолов сошло Не Божественное Лицо, а лишь нетварная энергия, то "от Отца исходит" именно она. Паламизм, по сути, лишает нас возможности говорить о Духе, как Лице в Троице, так как обескравливает все свидетельства Писания об этом. Конечно никто среди паламитов не отрицает Духа как Божественное Лицо, но это лишь проявление непоследовательности, понятно, что в открытую ревизировать учение Отцов классического периода о Едином Боге в Трех лицах они не не осмелятся.

ІІ О Воплощении Сына

Но самое интересное нас ждет еще дальше. Если Троица равно трансцендента и непричастуема, если Ее являют равно присущие всем Трем Лица нетварные энергии, то невозможно говорить о каком либо вообще особом явлении Ипостасей Божьих в мире. Не только Духа, что мы разобрали выше, но и Сына.

Да, да, и еще раз да - в паламизме не существует вменяемого убедительного ответа на вопрос: почему мы говорим, что Воплотился именно Сын? По сути Боговоплощение отдельно именно Лица Сына в паламизме невозможно. И последовательные паламиты должны были бы отрицать его и говорить, что то вроде "Не Сын воспринял плоть от Девы, но общие Троице нетварные энергии, благодать восприняла плоть", точно так же как они говорят, что мы видели выше, о Схождении Духа в Пятидесятницу и других действиях Духа в мире вообще.

Конечно же не один вменяемый паламит так не скажет, ведь Богвоплощение именно как Воплощение Сына-Логоса, по сути одна из наиглавнейших догм Христианства закрепленная Вселенскими Соборами. Но в том то и дело, что не скажет он так исключительно из-за авторитета предшествующей традиции. А во взятом в самом себе паламизме отрицание Воплощения именно Сына просто-таки напрашивается.

Палама редуцируя присутствие Бога ради язычества забыл главный принцип православия "нераздельно и неслиянно" Бог может пребывать в творении также как три ипостаси не смешиваются и не разъединяются между собой и главное как не смешивается в Христе Божественная и человеческая, тварная сущность. Фактически все Евангелие - это весть, что Бог может жить внутри Творения, и может быть причаствуем. Палама же нивилирует вызов нового завета и провозглашает все завоевания и откровения его нулем, при этом актуализируя принципы ветхого домоуправления с его энергиями в кустах, храмах, и даре говорить в ослицах.

Previous post Next post
Up