Иаков-дела VS Павел-благодать. Кто побеждает?

Jul 10, 2019 10:05



Если принять, что Иаков писал Израилю, то все противоречия снимутся. Сам проект Израиль - это лишь первая ступень в понимании того, как надо спасаться. Это начальная школа.
А Павел - это развитие и углубление в тему спасения.

Если для Израиля дела были всегда важнее принципа работы благодати, принципов изменения и роста личности, то для Павла спасение - это первым делом внутреннее преображение человека, он не должен обращать внимание на ошибки, как на маркеры погибели, потому что для Павла главным было искоренить внутренние проблемы, убрать препятствия для развития, для прогресса, совершенствования. А для Иакова дела - это чуть ли не самоцель, как будто никаких внутренних причин не делать или не грешить нет. Как типичный Иудей, для него необходимо формально быть причесанным, благочестивым. Он требует результата не взирая на внутренние проблемы.



Фактически мы имеем дело с двумя разными подходами в педагогике. Помните были учителя, которым вообще было все равно, что вы думаете и чувствуете. Важно было, чтобы вы вели себя хорошо, получали хорошие оценки. А если вы не получали хорошие оценки, то вас просто тупо ругали, пугали, с вами не работали. Это педагог - Иудейский Закон (Галатам - детоводитель ко Христу).
Так вот Христос - это не просто педагог, это сила и мотивация, обеспечение новой программой и методичкой, человек, который вживается в твои проблемы и решает их вместе с тобой, ведет тебя к научению, развитию, будучи знаком с твоими проблемами на Своей шкуре.
То есть Иаков не смотрит внутрь проблемы, как в Иудаизме и исламе. Он как бы забегает вперёд, циклит сознание Иудея, который закабален заветом, рабством теней, ибо исполнять Иудей обязан весь закон с его правилам крашрута, праздников, жертв, образов будущего, картинок для детей (см. Дн.15).
Павел предлагает ответственность накладывать постепенно, по мере роста. Он тоже не против дел, но дела в его более глубокой доктрине, - это следствие, а не причина спасения. Сначала нужно изменить свое мировоззрение, родится свыше, принять Христа внутрь себя, переродится, стать другим, духовно изменится, духовно спастись, верой получить качественное изменение, которое перерастает в качественный рост. Для Иакова важно формальное состояние. Иакову важно не "как", а "что". Что ты делаешь, а не чем ты живешь, как думаешь. Иаков формален, потому что формален закон.
Иудаизм предполагает, что ты изначально другой, ты обрезан, ты родился в еврействе, ты родился не гоем, у тебя Бог-закон должен быть в сердце изначально. Это совершенно другой подход.
Павел предлагает принцип спасения перенести на другой, принципиально иной уровень. Он берет прогрессивную часть Евангелия, вытягивает из проповеди Христа (Ев. от Иоанна), главную принципиально новую суть. Чем же отличалась проповедь Христа от проповеди времен Моисея? Тем, что Христос предлагает смотреть не на внешнюю сторону закона, спасения, благочестия, а заглянуть в самих себя и увидеть проблемы именно там. Для Христа важнее изменить наш Дух, наш подход, наше мировоззрение, обеспечить силой для движения вперед, вдохновить и при этом дать свободу и ответственность за данное тебе по благодати, а не по обязанности. У язычников другой подход к приобретению мотивации. Им ни чудес, ни привилегий, ни картинок будущего, ни праздников, ни митстических плотских обрядов не нужно были для обращения. И это действительно был грандиозным шагом вперед.

Также проблема в том, что история Израиля в будущем - это есхатология Апокалипсиса и Даниила, более ничем Моисеев Закон и Танах не примечателен. Павел же изменил своим откровением домоуправления язычников эсхатологию, добавил более важную часть екклезиалогию, отодвинув актуальность Апокалипсиса, а с ним и актуальность Закона и Израиля. А Иаков идет в комплекте с этим набором. Как более весомая планета Закон Моисея притягивал в проповеди для обрезанных и оправдание по делам, накладывая на проповедь обрезанным особую печать и преломляя свет евангелия.

Previous post Next post
Up