История показывает, что любые профессии возникали по мере их необходимости или возможности реализации, и исчезали за ненадобностью или же были заменены какими-то другими. Так самым простым и наглядным примером может послужить процесс индустриализации, который вытиснул множество ремесленников и простых рабочих, поставив на их место машины. Автоматизация нужна была для ускорения и массового производства, но речь здесь не о том, что и как машины могут делать лучше человека. Есть и примеры, когда профессии себя изживали: чертежники, машинистки, телефонистки и т.д. Что касается ремесленничества, то тут немного сложнее: до сих пор можно найти людей, делающих эксклюзивную одежду, ножи, ювелирные изделия и множество других вещей, но их все меньше и меньше. Как правило такой хэнд-мэйд стоит дороже, чем китайская поделка и не всегда отличается качеством, платят чаще за идею. И именно идея сегодня еще дает кому-то возможность именовать себя фотографом, но их скоро не станет.
Функции фотографии
Для начала нужно разобраться какие функции несет в себе фотография? Что она может? Излагая кратко - это была и есть возможность документации. Увековечивали событие, предметы, людей. Фото делалось на века и потому требовало от фотографа знаний и навыка.
Позже фотография эстетизировалась. Она заняла место среди культурных объектов и стала для многих способом самовыражения.
Сегодня вряд ли есть необходимость искать фотографа на пляже или на площади, для запечатления волшебных моментов. Так же, как и фотографы для торжеств, они еще есть, но если посмотреть, чем они вербуют клиентов, то это скорее всего их креативный подход к процессу. Поэтому спорно, нужен ли фотограф или нужен генератор идей, чтобы невеста не была просто красивой невестой, а вдруг превратилась с помощью фотосерии из лягушки в принцессу. И мальчик маленький на дне рождении, не может быть просто рядом с друзьями или радостно задувать свечи - это есть у каждого, надо чтобы этот мальчик был погружен в сюрреалистичный мир фантазий, рядом с девочкой небывалой красоты фотошопа и волшебными единорогами с флейтами.
Креативный (творческий) подход, идея
Именно этот критерий, на мой взгляд, еще дает фотографам шансы для работы и вообще возможность называть себя таковыми. Но как я уже спрашивала выше, на сколько тогда фотограф еще фотограф? Или он просто комплект из сет-дизайнера, осветителя, корректировщика, коллажиста и по сути генератор идей со своим видением для скучающего потребителя?
Единичность, неповторимость
Это критерий давно исчез. Нет ничего не сфотографированного, кроме того, что еще не открыли. Например, место, где не ступала нога человека, или птица, которая еще не числится где-то в регистрах (хотя самые высокие шансы найти что-то новое - на дне океана, но это тоже, только вопрос времени), все остальное уже есть. И размножение этих фотографий, сначала вымещали копировальные машины, а теперь, оцифровав фотографию, это вообще вопрос двух кликов.
Знания фотографа, профессионализм
Если раньше весь процесс фотографии, от съемки до печати, занимал ни только много времени, но и требовал не малых знаний и опыта, то сегодня это все быстро, удобно и дружелюбно к пользователю. Техника позволяет распознавать мотивы, предлагает автофокус, автоцвет, автосвет и вообще все автокорректировано еще до того как сфотографировано. А если этого не достаточно, то есть масса простых приложений (я уже молчу про программы), которые все исправят, украсят, улучшат и вообще сделают из любого фото подгорелого кривого пирожка - шедевр кулинарии и докажут верх креативности фотографирующего.
Потребительство и массовая продукция
Возвращаясь к функции фотографии, именно аспект документирования события, толкает каждого, продуцировать ежедневно десятки, а то и более, фотографий. Какое место занимает в этом эстетика вопрос спорный, как и само по себе её определение. Креативность рождается в процессе съемки, а то и просто в процессе обработки этих фотографий.
Какой смысл фотографировать лебедя, который вдруг проплывает мимо, пока ты в парке с подругой? Или достопримечательности любого города, которые есть в сети в тысячных экземплярах в лучшем качестве? Знаменитостей, на чьи концерты попадают люди и вместо того, чтобы наслаждаться музыкой, они тренируют мышцы плеч, усиленно поднимая свои камеры? Я думаю, что дело только в документации. Чтобы отметить для себя, а скорее всего и не для себя - просто запостить в соц.сетях и показать всем где и с кем ты был, что ты делал и т.д. Какая эстетика? Какой профессионализм?
Неповторимость этих фотографий заключается только в запечатлении момента, но ценность этих фото часто преувеличивается самим фотографирующим. Простой пример, мамаши, которые все время суют в руки телефоны (теперь реже фотоальбомы) и ссылки, с фотографиями своих малышей, которые по сути только для них ценны, потому что у них есть ассоциации связанные с этим моментом. Миллиарды фотографий кошек, собачек, листочков, букашечек, закатов, рассветов…кому они? Для чего?
Я не предлагаю отказываться от помощи фотографов, которые сегодня больше генераторы идей, документирующих и инсценирующих эти идеи, но невозможно не заметить, что эта профессия на грани исчезновения. И меня волнуют еще другие вопросы: исчерпает ли себя фотография вообще? Когда перестанет и перестанет ли вообще иметь значение, документировать где и кто был, что он ел, сколько он пил, во что был одет и с кем он спал? И как много прекрасного испытал человек, смотрящий на закат через линзу, от этого заката? И как хорошо он провел время на концерте, пока держал камеру и далее по схеме.