Вообще-то практика выпуска синглов была освоена еще в 16-17 веках. А в 19-м, когда Бетховен написал «Оду к радости», синглы были, в общем-то, мэйнстримом.
Сингл, как мы знаем, эта такая наживка: перед тем, как издать целый альбом, автор выпускает одну-две самых ходовых песен с него. А чуть позже выходит уже все целиком, и проникнувшийся слушатель благосклонно покупает.
Этот и другие выпуски можно послушать
здесь.
А
тут каверы из него.
На классиков вышеописанную коммерческость распространять не принято, но принцип-то работает. «Полет шмеля» - это ж не отдельная пьеса, а концовка полноценной оперы. «Пещера Горного короля» - та же история. Просто самый массовый кусок.
Так и «Ода к радости» - не отдельное произведение, а часть симфонии. Девятой, последней у Бетховена. Который для концовки взял слова Фридриха Шиллера и написал к ним оформление. Сегодня вряд ли кто-то из сограждан, не кончавших консерватории, сможет напеть что-то из самой Девятой, зато Оду к радости знают все:
Click to view
Тут еще история с гимном Европы и Евросоюза. Гимн - это музыка бетховеновской оды. Но. У Бетховена ведь еще и хор поет, из-за этого Девятую симфонию еще зовут Хоральная. И поют там много. Так много, что всем известный пассаж повторяется всего раза два, остальное - это хор. А в Европе, чтобы никого не обижать, слова выкинули. То есть, когда вам по радио заводят знакомые звуки и говорят, что это Ода к радости, на самом деле это - 9 из 10 - фонкараяновская версия гимна ЕС. И перепевают тоже не то чтобы саму Оду, а все-таки ее переделку в гимн:
Click to view
Это как приехать в посольство Германии на немецкой машине и в немецком же костюме и говорить там по-немецки. Но в самой Германии вы ведь от этого не окажетесь. Так и гимн ЕС похож на «Оду» Бетховена.
А мы же помним, про что пел хор в бетховеновском оригинале. Там Фридрих Шиллер воспевал торжество духа человеческого. Причем к контексте нерушимой дружбы, даже шире - этакого единения. Ну, для масонской ложи писалось.
Братья, встаньте, - пусть, играя,
Брызжет пена выше звёзд!
Выше, чаша круговая!
Духу света этот тост!
Совсем не подражая Шиллеру, свои оды радости так или иначе писали и в России. Пушкин.
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Click to view
Стойкость в муке нестерпимой,
Помощь тем, кто угнетён,
Сила клятвы нерушимой -
Вот священный наш закон! - писал Шиллер в 1785-м.
Воспой же, страдалец, воскресную песнь!
Возрадуйся жизнию новой! - отвечал сто лет спустя Алексей Толстой.
Исчезла коснения долгая плеснь,
Воскресло свободное слово!
Того, кто оковы души сокрушил,
Да славит немолчно созданье!
Да хвалят торжественно господа сил
И солнце, и месяц, и хоры светил,
И всякое в мире дыханье!
Возьмите 167 японцев и японок, дайте каждому по матрешке, внутри которых - по терменвоксу. Рассадите всех в зале, подыграйте на фоно. Самый угар с 1.15:
Click to view
Радость прет. Не для вас уделить ли нам?!
Жизнь прекрасна и удивительна.
Лет до ста́ расти нам без старости.
Год от года расти нашей бодрости.
Славьте, молот и стих, землю молодости.
- Подытоживал Владимир Маяковский.
Итого в четвертом радиовыпуске играли:
1. Ludwig van Beethoven - Ode to Joy from Symphony No. 9 in D minor 'Choral', Op. 125
2. Geoff Zanelli - Ode To Joy
3. АлИна - Ода к радости
4. Raimond Lap - Ode to Joy-theme (Beethoven)
5. Rainbow - Difficult To Cure L.V. Beethoven - Symph. no.9
Уже есть
третий выпуск, самый ленивый,
второй, мистический, и
первый, обзорный.