Ода к радости - 3

Nov 11, 2014 11:15

Я вот давно мечтал сделать выпуск программы, не сказав ни слова от себя. Была идея предложить написать текст слушателям, была - называть только исполнителей. Но так и вышло.

А вот с Людвиг Ивановичем получилось. Это нашел я у Аркадия Аверченко рассказик "Пролетарское искусство". Написано желчно, в 20-е годы, то есть в эмиграции.



Там от первого лица излагаются взгляды представителя пролетариата на классическую главным образом музыку. Ну вот, рассказ я освоил в 2013-м, а подходящей темы, чтобы его применить, дождался вот осенью 2014 года. "Ода к радости", Людвиг ван Бетховен.

Выпуск можно послушать здесь.

Каверы из него тут.



(На самом деле, этот же рассказ я в качестве оформления записал было в один из выпусков про совсем другую композицию из совсем другого времени. Но стилистически как-то оно одно к другому не притерлось, и тот выпуск отыграл 1 раз в эфире и я его переписал. Кто-нибудь заметил, что была за песня тогда?)

А рассказал такой. С подзаголовком "Лекция, прочтенная Никандром Хлаповым на собрании Колпинской комячейки".

"Дорогие товарищи и те вот, что позади семечки лускают!
Я скажу несколько слов за пролетарскую музыку.
Как я четыре года проторчал сторожем при уборной в консерватории, то будучи назначен спецем.
И еще я скажу, что нигде нету такого буржуазного засилья, как у музыке.

Товарищи! Почему нам, пролетариату, они всучили балалайку об трех струнах, а себе позабирали рояли, где этих струнов натянуто столько, сколько у этого рыжего, что сидит супротив мене - и волосьев на голове нет?!
Почему?!

image Click to view



Да и то вам скажу, товарищи, что с этими роялями у них одно жульничество. Как известно, у всякой музыке есть семь нот, так называемая гамма, а они, черти не нашего бога, столько там нот понаделали, что другой - шустрый-шустрый - а еле двумя руками управляется! Да еще ногой чего-сь жмет у низу. Где ж тут справедливость!
Да ежели одно пианино поперек распилить, так из его для народа восемь штук узеньких можно наделать.
Нам, товарищи, этих Шубертов-Мубертов не нужно, а ты нам давай это самое наше, настоящее, пролетарское!

image Click to view



Опять же черненькие, которые сквозь по роялю пересыпаны! Нам три струны, або, как у гитаре, семь, а себе и черненькие, и беленькие?
Говорят - это полутоны. А что нам с их - шубу шить, што ли? Как говорится - ни шерсти, ни молока.
Я онадысь пробовал по одним беленьким подбирать и «Понапрасну мальчик ходишь» и «Ой, не плачь, Маруся -будешь ты моя» - и одних беленьких совершенно предовольно! Здорово выходит. Для чего ж черные? Только зря затуманивать классовое самосознание пролетариата?!
Нам-то небось балалайки липовые или с какого-нибудь ясеню, а себе на слонячьей кости чуть не сто клавишей закатывают. Ей-бо, право. Убьют слона и делают из его клавиши. За что? А, может, слон такой же человек, как и мы с вами?! Одно зверство и безобразие.

---------------------------

А возьмите ихние ноты? Нарочно там такого напутано, что на стену полезешь, разбирамши!
И все ни к чему, все ни к чему.
Почему они свои закорючки пишут на пяти линейках? Почему не на одной? Все от пьянства. Потому пьяному по пяти половицам легче пройти, чем по одной - вот они и шпарют свои крючки то вверх, то вниз - один смех. Прямо, как курица лапой по бумаге ходила. А ты мне на одной линейке все изобрази - вот тогда я посмотрю, какой ты музыкант!

image Click to view



(Опять же диезы и бемоли… Он, сволочь, их семь штук с левого боку насует, а я это имей в виду? А если я не желаю!? Вот буду жарить без бемолей - и конец!
Так этого им, видите, еще мало: бекары выдумали! «Какие такие бекары, позвольте вас спросить?» - «Это, говорит, отказ». Почему отказ? Трудящему пролетариату ни в чем отказу быть не должно).
И все-то они, черти собачьи, крутят, все вертят, как бы понепонятнее.
Видали, ребята, скрипичный ключ, что с левого боку стоит?
Этакую глисту закрутили, что ей ни начала, ни конца не видать! Нешто это ключ? Не видал я таких ключов!
А по-моему, так - ежели уж тебе нужно какую штуковину для блезиру поставить - так зачем заковыристый ключ? Ставь простую отмычку! И понятней и легче. Правильно я говорю, товарищи? То-то и оно.
А ихние паузы! Ежели ты уж взялся играть - так играй честно, без жульничества, подряд, а нечего зря лапой по полу стучать, а то другого можно так стукнуть, что и свет замакитрится.

image Click to view



Заканчивая свою лекцию, я могу только одно сказать: русский пролетариат уже просыпается и, когда он проснется окончательно и без остатка - он такую музыку покажет, что все эти Чайковские, Маяковские, Мечниковы и Бечниковы - у гробах переворотются!
Бурные аплодисменты комячейки".

В радиоверсии играли:

1. Ludvig van Beethoven - Ode to joy from Symphony no. 9 in D minor “Choral”, op.125
2. Kissy Klub Version
3. Sound Inventions - The Fourth Declension (Ode To Joy)
4. MC Rodger feat. Beethoven - Ode To Joy
5. Vladimir Markov Irina Bogatureva - Olkhon Gate duo 3 Beethoven - Ode to Joy
6. Heavenly - Ode To Joy

Предлагаются первый, обзорный, и второй, мистический выпуски про "Оду к радости".

классика, Ода к радости, beethoven

Previous post Next post
Up