В разных городах, где мы бываем, мы часто ходим в разные художественные музеи. И смотрим там картины. Ну, любим мы это дело, так вот сложилось.
И вот в Вене, после посещения Дома Хундертвассера, мы тоже решились сходить в какой-нибудь художественный музей. А художественных музеев в Вене, надо сказать, достаточно много. В итоге мы выбирали между Художественно-историческим музеем и Австрийской галереей.
В Художественно-историческом музее привлекал нас, в основном, Босх - входящий, наверное, в тройку моих любимых художников. Причем, как ни грустно, видели мы его во всех наших поездках очень мало. Да и в Художественно-историческом музее, как мы поняли, его не много - всего одна картина. Так, что в итоге, несмотря на фланговую поддержку Дюрера и Арчимбольдо, Художественно-исторический музей свои позиции потерял.
А вперед вырвалась Австрийская галерея, где, как мы поняли, можно увидеть много Густава Климта. Надо сказать, что до этого визита Климта я знал не очень хорошо. Так, видел несколько репродукций мельком, и они оставили в памяти некое ощущение, что неплохо бы было рассмотреть поближе оригиналы. И, кроме того, я знал, что Климт - художник 100%-но венский, и поэтому, будучи в Вене, логично посмотреть его.
Австрийская галерея находится во дворце Бельведер, который состоит из двух основных корпусов - Верхний и Нижний. Климт, как вся постоянная экспозиция галереи, находится в Верхнем. В Нижнем проходят разные выставки.
Так удачно случилось, что наш экскурсионный автобус после Дома Хундертвассера поехал как раз к Бельведеру, где мы и решили сбежать с экскурсии. Благо, фигура нашего гида к этому располагала. По нашей классификации она относилась к категории «старых пластинок».
Почему так? Пластинка - потому, что к этой категории относятся гиды-многостаночники, заучившие свой выморочный текст наизусть на десятке разных языков и произносящие его с артистизмом робота Вертера. Впрочем, я клевещу на достойного героя «Гостьи из будущего» - он бы, конечно, дал им по артистизму 100 очков вперед. Главное - что ожидать от таких гидов диалога с группой и интерактивности можно в той же степени, что и от виниловой пластинки.
Эпитет «старая» в определении относится отнюдь не к возрасту, а к качеству воспроизведения звука. Как правило, плохое знание фонетических и лексических особенностей чужого языка приводит к тому, что за отдельными понятными словами и, даже порой, фразами, общий смысл их рассказа сильно теряется.
Итак, мы без сожаления покинули группу, лишь только высадились у дворца Бельведер. Дворец этот был построен к 1724 году принцем Евгением Савойским. Масштабность дворца заставляет все время предполагать, что это принц был главой какого-то из государств, имевших Вену своей столицей.
Но нет - сын графа де Суассона и его жены Олимпии Манчини, племянницы кардинала Мазарини, не принятый на службу Людовиком XIV (тот подозревал Олимпию, свою любовницу, в попытке отравить его), был «всего лишь» главным полководцем на службе императоров Леопольда I, Иосифа I и Карла VI. Дворец был построен преимущественно для балов, маскарадов и фейерверков.
О версальской юности герцога напоминает небольшой парк.
В интерьере дворца нам больше всего понравился Мраморный зал. Возможно, своей устремленностью вверх, пустотой и мягкими шарами, сюрреалистически сгрудившимися в углу. На шарах можно сидеть, глядя в потолок.
А в 1955 году вот на месте этих легкомысленных шариков был подписан договор о государственном нейтралитете Австрии. С советской стороны его подписывал Молотов, с американской - некто Ален Даллес.
Если выйти из Мраморного зала направо от лестницы, то через некоторое время можно, собственно, найти и Климта. Что мы сделали. Тут хочется перевести внимание и сменить слог, но сменного слога не находится.
О Климте написано много книг и статей, трудно сказать что-то новое. Но попробую описать свои ощущения. Издалека, и даже в первое время вблизи картины Климта кажутся бестолковым кишением пятен. Потом - прихотливым абстрактным орнаментом. И, наконец, в следующий момент из этого орнамента начинают выступать фигуры, лица, руки, груди, позы, жесты, гримасы, жизнь и смерть. Все равно как вода - то это еще какое-то мельтешение солнечных зайчиков и бессмысленная пена, то вдруг - опа! - и уже вокруг тебя уже совсем другая стихия, ты внутри.
И вот это резкий скачок, от орнамента к содержанию, он как бы задаем ритм, и хочется погружаться все дальше и дальше, разглядывая детали и нюансы.
Картины Климта очень философичны и очень эротичны. Это философская эротика. Не нужно путать ее с неким нонсенсом под названием «мягкая эротика». Это очень жесткая эротика, и - очень жесткая философия.
Вот это одна из наиболее известных картин Климта - «Юдифь и Олоферн».
Растиражированный на конфетных коробках, но от этого не менее прекрасный «Поцелуй».
Полюбившиеся мне с этого посещения Вены «Золотые рыбки».
На ту же тему - «Водяные змеи».
Ужасающие и притягательные «Враждебные силы» из Бетховенского фриза. Слева - три горгоны (Похоть, Излишества и Невоздержанность), в центре - Тифон, обезьяна со змеиным хвостом и крыльями. Все это как будто выползло из каких-то потаенных уголков нашего подсознания.
Все, больше ничего не будут писать про Климта. Картинки его хорошо представлены вот на этом сайте.
А чтобы снять с вас стресс, расскажу еще, что из Бельведера мы пошли в сторону Хофбурга и Грабена, чтобы там внимательно изучить венские кафе. И по дороге мы проходили, как мне показалось, мимо Технического университета. И там студенты выгуливали электрическую овцу.
Сверху у нее была крышечка, и иногда один из студентов открывал ее и копался в электронных потрошках. Или это был андроид, осуществивший свою мечту?
Читайте также:
Часть 1. Дом Хундертвассера. и
Часть 3. Венские кафе.