Не так уж мало, как покажется на первый взгляд. Особенно, если не ставить целью увидеть все, что только можно, а сфокусироваться на чем-то главном и четко знать, что Вы ищете. Тогда старушка Вена не будет отмалчиваться и избегать Ваших глаз.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-5a584-20002588-m549x500.jpg)
Туристический супермаркет Вены, как известно, включает в себя три основных отдела. Имперский - в нем предлагаются Хофбург, Бельведер и многоликие Моцарты. Модернистский - к услугам туристов Лоос, Климт и загадочное блюдо по имени Хундертвассер. Наконец, павильон «Буржуазная Вена» апеллирует ко вкусовым пупырышкам - там расположились венские кафе, венский кофе и венские торты.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-0314b-20002587-m549x500.jpg)
Резиденты Вены мне возразят - а как же средневековые соборы, музей Фрейда и многое другое? Что ответить на эти возражения… читайте выше: я говорил только о туристическом супермаркете. А в маленьких бутиках, конечно, можно найти еще много всякого интересного.
Мы единодушно решили на первое место в системе приоритетов поставить Вену эпохи модернизма, а за ней пристроить Вену буржуазную. Вена имперская, подумали мы, и так нам никуда не отпустит и будет везде.
Итак, собирался легкий дождик, когда на площади Марии-Терезии мы подобрали гида (на фото - не гид, а просто одна девушка из группы; симпатичная, если бы только не постоянно недовольное выражение лица). А надо сказать, что начинался наш визит в Вену с обзорной экскурсии по городу. Мы планировали с нее сбежать, как только будет возможность, но первый пункт программы решили посетить вместе с группой. А этим пунктом стал Дом Хундертвассера.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-67c3e-20002589-m549x500.jpg)
Сказать по правде, перед визитом туда мы ничего особого про этого Хундертвассера не успели посмотреть. Фамилия вызывала ассоциации со шпионским фильмом, случайно подсмотренная фотография - с модернистскими экспериментами начала века.
И вот, приехав, мы увидели вот такое.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-2560a-20002592-m549x500.jpg)
Точнее, вру. Мы увидели вот такое:
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-9712e-20002591-m549x500.jpg)
А вот то, которое первое, мы увидели уже, зайдя в магазинчик напротив и рассматривая там разные постеры (один из которых я и переснял). Снять самому с такой точки было, увы, невозможно.
Что же выяснилось? Оказывается, этот самый Хундертвассер был практически наш с вами современник. Умер он не так давно - в 2000-м году, в Новой Зеландии. Основные его архитектурные проекты были реализованы в 1980-е - 1990-е. Но задолго до этого он был известен как автор графики, живописных работ и разнообразных перфомансов.
Например, как-то раз, на одной из выставок, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у зрителей, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, непрерывно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным. Когда власти отключили электричество, рисовали при свете свечей. «Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение» (цитирую Википедию).
В чем была суть архитектурных идей Хундертвассера? Разобраться в этом не так просто. Возможно, именно потому, что чисто в архитектурном плане Хундертвассер ничего принципиально нового не предложил. Разноцветные фасады и мозаичную плитку богато использовали в начале XX века каталонские модернисты. Отсутствие прямых линий в фасаде - тоже идея Гауди-и-Корнета. Пожалуй, Хундертвассер пошел немного дальше и отказался от прямых линий и на полу.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-6ea8d-20002602-m549x500.jpg)
Еще одной его фишкой была подчеркнутая экологичность зданий - для деревьев выделялась не только крыша, но и специальные ниши в стенах. Если в лондонском Ист-Энде деревья захватывают пустующие здания на пример сквоттеров, то здесь, как рассказывают туристам, с каждым деревом заключен специальный договор: дереву предоставляется квадратный метр площади, в обмен на что оно обязуется добросовестно насыщать воздух кислородом.
Хундертвассер построил массу зданий в Германии, Австрии, Японии и других странах. Иногда он перестраивал под новые задачи мрачные заводские корпуса, часто использовал в оформлении свой любимый образ - спираль. Дом, который мы осматривали, был построен в 1986 году изначально как жилой муниципальный дом, таковым он и остается.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-9979d-20002601-m549x500.jpg)
Напротив жилого дома по хундертвассеровскому же проекту выстроен туристическо-развлекательный комплекс, где продаются различные сувениры и разливается кофе.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-46a22-20002593-m549x500.jpg)
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-93de4-20002597-m549x500.jpg)
В подвале, куда ведут неровные ступеньки,
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-b9146-20002594-m549x500.jpg)
есть специальный туалет - «Туалет современного искусства».
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-f3770-20002595-m549x500.jpg)
Продолжение его осмотра, равно как и практическое использование, стоило каких-то небольших денег, но именно в этот момент жаба сделала свое очередное удушающее движение и мы ограничились фотосъемкой общедоступной части.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-48bae-20002596-m549x500.jpg)
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-e9ca9-20002598-m549x500.jpg)
Кстати, чуть дальше по улице обнаружился вполне себе бесплатный туалет, также сделанный в хундертвассеровской стилистике.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-c42e5-20002604-m549x500.jpg)
Там было все чуть более реалистичнее, стояли какие-то щетки и швабры, с африканскими тотемами соседствовала достаточно советская раковина, вобщем, за счет этого он выглядел даже симпатичнее.
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-e0518-20002605-m549x500.jpg)
Кстати говоря, про Хундертвассера рассказывали, что он всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его почему, вы носите разные носки? - он всегда отвечал: а, почему, собственно, вы носите одинаковые?!
Это напоминает Сальвадора Дали, который недоумевал, почему банковским клеркам никогда не приходит в голову съесть чек, который им протягивают в окошко клиенты. (Интересно еще, что Дали признавал, что на него очень большое влияние оказал Гауди, а Хундертвассер этого, возможно, и не признавал, но это влияние трудно не заметить. Ну, возможно, это случайность…).
Так вот, Дом Хундертвассера - это, кончено, не столько архитектурный памятник, сколько памятник эпохе. И не эпохе модернизма 1900-х, откуда торчат ноги формальных архитектурных признаков его творений. А эпохе 1960-70-хх с их бунтом против рациональности, любовью к растениям, стремлением раскрасить весь мир в разные краски, воплотить на бумаге (а кому удалось - в архитектуре) свои галлюциногенные фантазии. Хундертвассер прожил в этом мире свою небольшую жизнь в 1950-60-е, а когда там стали сгущаться сумерки, мигрировал в мир коммерческого успеха, где также вполне состоялся. А нам остался от него небольшой мемориал в память о «детях цветов».
![](http://data9.gallery.ru/albums/gallery/184979-00002-20002599-m549x500.jpg)
Читайте также:
Часть 2. Густав Климт и электроовц. Часть 3. Венские кафе.