/ Блог экономиста Игоря Николаева на сайте "Эхо Москвы"/
Именно столько времени, как известно, отвел президент на преодоление трудных времен, выступая на большой пресс-конференции по итогам года. Причем это «при самом неблагоприятном стечении обстоятельств».
Как относиться к такой перспективе? Действительно ли это максимальный срок для выхода из кризиса? И правда ли, что ««отскок в плюс», последующий рост и выход из сегодняшней ситуации неизбежен»?
Вообще, когда слышишь о неизбежности роста, появляются, честно говоря, сомнения. На чем основывается такая уверенность в неизбежности экономического роста? - На том, следуя из сказанного главой государства, что, во-первых, «внешняя экономическая конъюнктура будет меняться», то есть цены на нефть снова будут расти.
Во-вторых, России «многое удастся сделать с точки зрения диверсификации нашей экономики, потому что сама жизнь будет нас заставлять это делать».
Президент ошибается в своей аргументации. Во-первых, внешнеэкономическая конъюнктура будет меняться только в том смысле, что, уже в обозримом будущем цены на нефть перестанут падать. Но они в этом же обозримом будущем и не отскочат на комфортный для России уровень, который бы гарантировал её экономический рост (где-нибудь за 120 долларов за баррель). Не отскочат, потому что наступает новая реальность на мировом рынке энергоносителей, связанная, прежде всего с успешной реализацией США сланцевых перспектив.
Так что если и скорректируются цены, то все равно они останутся на критично низком для России уровне (полагаю, где-нибудь в районе 50-60 долларов США за баррель).
Таким образом, первое основание для оптимистичного прогноза по скорому выходу из кризиса отпадает.
Но, возможно, та самая пресловутая диверсификация экономики сработает? Это как: за 20 лет, как признал сам президент, мы многое не сделали для диверсификации экономики, а теперь нас быстренько жизнь заставит? Заставит ли, если мы саму перспективу выхода из кризиса вновь связываем (см. аргумент номер один) с изменениями внешнеэкономической конъюнктуры?
Нет, не хватит нам два года для выхода из кризиса. Не стоит тешить себя такими иллюзиями.
Через два года не только все не закончится, а как раз к этому времени следует ждать самую тяжелую фазу кризиса (резервные фонды правительства будут в значительном своем объеме потрачены, истощаться и международные резервы Банка России в целом, федеральный бюджет станет устойчиво дефицитным, многие регионы станут фактическими банкротами, снижение жизненного уровня народа станет явным и т.п.)
Четыре-пять лет - вот реальный срок для выхода из кризиса. И это в лучшем случае.
К тому же, чтобы выйти из кризиса, надо избавиться еще от массы иллюзий («санкции сделают нас сильнее», «за счет импортозамещения обеспечим рост экономики», «проблемы рубля из-за спекулянтов», «наш шанс в глобальном развороте на Восток» и т.п.). И еще важно понимать, что в кризис мы вошли бы и без санкций, а вот выйти из него с санкциями не получится. Ни того ни другого власти пока явно не демонстрируют.
Если по-человечески эмоционально оценивать этот кризис, то все это очень досадно. Нынешний кризис - необязательный кризис, никаких непреодолимых или чрезвычайных обстоятельств не было, которые загнали нас в эту ситуацию. Сами, что называется, постарались.
Как в голливудском к/ф «Армагеддон». Там герой Брюса Уиллиса спасет человечество от астероида, грозящего Земле. Помните диалог астронавтов-бурильщиков, которые высадились на астероиде, чтобы взорвать его и спасти Землю?
- Что-то не так.
- Да не так всё, мы вообще не должны быть здесь.
Вот и мы не должны были оказаться в этом кризисе!
Но мы в нем…
Источник:
http://www.echo.msk.ru/blog/nikolaev_i/1460868-echo/