Подвижный звукосниматель на бас-гитаре

Sep 09, 2017 15:24

Условия задачи просты. Нужно взять дорогущую и редкую "ямаху", подписную модель Патитуччи, - вот такую:



...и сделать так, чтобы нековый датчик можно было перемещать в сторону грифа примерно на пару сантиметров.

Если бы заказчик не был моим давним, любимым и прекрасным клиентом, я бы, наверное, отказался. Мероприятие отдает шизой. Но великие басисты имеют право на странности. Хозяин баса показал, докуда требуется сдвигать датчик, и был таков, оставив меня в размышлениях. Как такую систему организовать - я совершенно не понимал.

***

Независимо от механизма сдвига ясно, что под сам-то датчик место понадобится точно. Выбираю на сверлильном станке большую часть материала:




Прохожусь фрезером. Ступеньку в левой части фото легче всего подрезать острой стамеской. А хвост грифа, свесившийся в новый паз, просто отпиливается ножовкой. Гриф, естественно, надо снять.




Систему регулировки положения датчика пришлось изобретать с нуля. Все, что я выловил в гугле, было либо громоздким, либо плохо сочеталось с данной ямахой и ее родным звукоснимателем.

Какими свойствами обладает идеальная система? По убыванию ценности:
1. Датчик можно двигать вдоль струн. Без этого можно даже не начинать :)
2. Усилие, с которым датчик двигается вдоль струн, должно быть достаточно большим для того, чтобы он не сдвигался от случайного касания, но достаточно маленьким, чтобы его можно было намеренно сдвинуть рукой. Спрогнозировать такое трудно. Следовательно, идеальный вариант - регулируемое усилие, необходимое для продольного сдвига.
3. Регулировка датчика по высоте не обязательна, но крайне желательна.
4. Компоненты системы в идеале не должны вылезать из паза, отведенного под датчик. Хотя владелец инструмента разрешил портить его как угодно, злоупотреблять этим не следует.

От этого списка и надо отталкиваться.

***

Не буду описывать проектирование. Расскажу о результатах.

Датчик - узкий хамбакер в толстостенном пластиковом корпусе:




Глубокую полость между тремя круглыми шахтами под винты я залил эпоксидной смолой. Зачем? А вот зачем:




Основа моей системы - две направляющие, по которым датчик скользит туда-сюда. Были опасения, что пластиковые бортики окажутся недостаточно прочными, но в сочетании с эпоксидкой их хватило. Направляющие - латунные прутки 4 мм, заполированные и смазанные, чтобы обеспечить легкое скольжение.

Значительно хитрее обстоят дела с креплением этих направляющих к гитаре. Сначала надо обозначить положение краешков направляющих относительно паза:




Теперь сложная часть: требуется осторожно выкопать ямки под красивым кленовым топом так, чтобы снаружи их не было видно. Один из немногих случаев, когда осциллирующий резак (proxxon OZI) действительно незаменим.




Кроме того, в ход идут стамески и сверла, и получается вот что. Темный паз справа - это краешек батареечного отсека.




Как можно догадаться, в вырытых ямках будут спрятаны края направляющих. Чтобы зафиксировать их, я использую сам топ гитары как рамку звукоснимателя. Правда, наша ямаха - инструмент замороченный, толщина корпуса у нее не постоянная. Как назло, одно из посадочных мест приходится точно на косую поверхность:




Пришлось в этом углу сперва делать углубление под шляпку винта, а потом уже - отверстие под его резьбовую часть.




В направляющих делаются отверстия под резьбу М3:




Как выяснилось, это самая ответственная часть всей операции, потому что несимметричность этих отверстий приводит к перекосу направляющих, и датчик при движении по ним клинит.

Посадка направляющих стандартная: винт, пружина. Очень важный момент: чтобы снизить нагрузку на тонкую деревяшку, удерживающую шляпки винтов на месте, я установил очень длинные винты, излишек длины которых уходит в узкие глухие отверстия под направляющими. Это нужно для того, чтобы при попытке продольного сдвига направляющей большая часть усилия приходилась на нижнюю часть винта, а не на верхнюю.




Осталось разобраться с регулировкой легкости скольжения датчика по направляющим. Я нарезал резьбу в отверстиях под крепеж и посадил туда установочные винтики:




Естественно, прямой контакт металлического винта с направляющей нужно исключить, поэтому я, за неимением под рукой лучших вариантов, настриг тефлоновых прокладочек и кинул по несколько штук под винты:




Полагаю, проще было купить нейлоновых винтиков (они продаются даже в Москве, не говоря об алиэкспрессе), но и так все сработало отлично. Усилие, необходимое для сдвига датчика, плавно регулируется от "шатается под своим весом" до "стоит как вкопанный". Несложно найти положение винтов, при котором датчик сдвигается рукой, но не уползает сам. Тефлон - самый скользкий пластик на свете, поэтому вряд ли быстро сотрется.




Осталось отмыть излишки графита, подретушировать пару сколов лака по краям и сфоткать результат:




Рампу сделал из черного пластика, очень органично смотрится.

Вот видео, демонстрирующее работу системы:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Я еще думал подклеить две полоски растягивающейся черной ткани, чтобы всех этих железок по бокам от датчика не было видно. Даже нашел трусы своей бывшей, идеальные в смысле свойств материала. Но, посмотрев на законченную конструкцию, решил, что стыдиться там нечего. Серая матовая поверхность графитового покрытия совершенно не бросается в глаза, а латунь прикольно рифмуется со струнами.

Спустя два месяца никаких нареканий от владельца по-прежнему нет, все работает как задумано.

***

Если пост привел вас в восхищение, вот как можно меня отблагодарить:
https://mux22.livejournal.com/596630.html

крепление датчиков, железо, большой красивый пост, магнитные звукосниматели

Previous post Next post
Up