Пуччини "Тоска". Staatsoper im Schiller Theater Berlin . 12 .10.14 . Постановка

Oct 13, 2014 15:43

Смотались вчера в Берлин , естественно , ради оперы , хотя и сама поездка оказалась весьма приятной. По-летнему тепло , несёшься себе по автобану мимо полей цветущего по второму кругу рапса , в машине Моцарт на полную катушку. А потом поля сменяются лесами и запах хвои стоит такой , будто ты и не на скоростном шоссе , а сосновом бору . Красота!
А верхнюю одежду в театральный гардероб сдавать не надо , потому как абсолютно комфортно в лёгком платье и летних туфлях . Для середины октября чуток непривычно , но приятно , что и говорить.
Штаатсопера встретила нас кучей желающих купить лишний билетик и большим количеством молодых поклонников оперы , нестройными галдящими рядами направляющихся ко входу.
Фото плохонькое . Это потому , что уже смеркалось или потому , что у фотографа руки-крюки Ну , чем богаты...





Каст вчера был такой.

Musikalische Leitung
Daniel Barenboim
Inszenierung
Alvis Hermanis
Mitarbeit Regie
Gudrun Hartmann
Bühnenbild
Kristine Jurjane
Kostüme
Kristine Jurjane
Licht
Gleb Filshtinsky
Chor
Martin Wright
Dramaturgie
Jens Schroth

Floria Tosca
Anja Kampe
Mario Cavaradossi
Fabio Sartori
Scarpia
Michael Volle
Cesare Angelotti
Tobias Schabel
Der Mesner
Jan Martiník
Spoletta
Florian Hoffmann
Sciarrone
Maximilian Krummen
Kerkermeister
Grigory Shkarupa
Hirt
Jakob Buschermöhle

По весне , когда только вывесили репертуарную афишу и составы помню , очень удивилась , увидав , что в новой постановке "Тоски" на главную партию приглашена Аня Кампе . Мне казалось , что Тоска и , тем более , Кундри ( в апреле , у Чернякова ) - это как-то очень радикально и непредсказуемо . Ну , вчера убедилась , что опасения мои были не беспочвенны.

Но сначала про постановку.



Начитавшись предварительно премьерных рецензий , просмотрев пару- тройку видео и интервью , решила , что и в этот раз потрясений от Херманиса ждать не стоит. Ну и зря ! Потому , что не смотря на весь мой заготовленный пессимизм , постановка не оставила равнодушной. И уж точно эта постановка запомнится , хотя бы тем , что выбивается из бесконечного ряда однотипных "Тосок" , просмотренных до сих пор . Несколько исключений - не в счет.
Действие у Херманиса происходит в двух плоскостях. Собственно на подмостках и паралельно им в верхней части сцены , там непрерывно показывают калейдоскоп картин .















В этих картинах - настоящая , бурлящая страстью и ревностью Тоска , молодой красавец Каварадосси , Скарпиа , в камзоле и парике , вечный город , немыслимо прекрасный и т.д. Картины написаны так , как будто это иллюстрации к хорошим книжным изданиям пятидесятилетней давности. А это значит , внимание к деталям , прорисовка " мелочей" . Оличная работа недурного художника-иллюстратора , слёту подстёгивающая воображение . Сама не ожидала , что эффект будет таким сильным . Сценограф и художник по костюмам Kristine Jurjane два года работала над этой графической новеллой. Спасибо ей . И ещё большее спасибо за сценографию и костюмы. Давно не получала такого удовольствия от гармонии всех сценических составляющих . Все три акта оформлены в приглушенных тонах , отсылающих нас к эстетике черно-белой фотографии конца девятнадцатого века . На видео и на фото всё это , увы , смотрится мрачновато, но из зала это выглядит просто блестяще ! Ещё хочу отметить великолепно тёплый, абсолютно волшебный свет , за это стоит поблагодарить всем известного Глеба Фильштинского . Он гений светового дизайна , я считаю.

Теперь , собственно , про саму режиссуру.

Херманис изначальна разделил "сферы влияния" на зрителя. Страсти , любовь, кровь, ревность, восторг , страдания - всё это происходит в верхней части , в "картиноновелле". А в нижней части сцены режиссер намеренно "приглушил" уровень яркости эмоций . Это не значит , что певцы стоят как истуканы всю дорогу . Нет! Просто они не заламывают рук , вообще никаких привычных "тоскодвижений " не совершают , передают все свои чувства , в основном , посредством пения )) Повторюсь , актёрская игра есть , но она , местами, нарочито сдержана . Если принять эти правила игры , концепция режиссёра не кажется такой уж странной , да и среднеарифметическое ( из обоих ракурсов) воздействие на зрителя оказывается довольно ощутимым.

Ну и конечно не обошлось без ...не знаю , "вызовов закостенелой оперной общественности". Попросту говоря , Алвис Херманис несколько раз нас всех знатно потроллил ) Например , Тоска поёт свою "Vissi d'arte" , обнимая при этом Скарпию . Она как раз только что , прилегла было на оттоманке , решая как поступить , ну и решила , что надо активно пудрить мозги всесильному шефу полиции. Вскружить голову , немедленно , а там - будь , что будет . Тактика такая , оригинальная ) Поэтому и сцена последующего неудавшегося покорения Тоски решена нетрадиционно . Флория , стоя у стола просто поворачивается спиной к Скарпиа , недвусмысленно давая тому понять , что ему , чуток ошалевшему , следует делать. А сама в это время ножичек со стола хвать и....ну , дальше вы знаете. )) Кстати , про эту пикантную сцену . В отличие от куска , виденного на репетиционном видео , в ней не осталось ничего вульгарного. Ну , почти ничего) . Свечи , вытирание окровавленных рук , смятение , судорожный поиск бумаги , побег - это всё нам показано в верхнем калейдоскопе. А на сцене Тоска , укокошив Скарпиа , спокойно усаживается за стол и ждёт занавеса. ) Это первая попытка тролллинга . Вторая состояла в том , что в третьем акте на сцене не показано никакого торжественного шествия расстрельной команды . Вообще никаких мужиков с ружьями наперевес нету. Всё тот же "сердобольный" тюремщик , только что позволивший Каварадосси написать прощальное письмо , усаживает узника на стул и , надев ему мешок на голову , убивает выстрелом из пистолета .
Третье и самое наикрутейшее трололо Херманиса - это когда Флория , отпев , отстрадав и прокляв Скарпию , вовсе не устремляется на батут к ограде Castel Sant'Angelo с целью совершить затяжной прыжок . Нет! Тоска выходит к рампе и там эффектно застывает. Занавес . Хе-хе-хе, тут же раздался несколько истеричный , но весьма зычный крик "БУ" с балкона и ещё один откуда-то из партера. Реакция , короче , не замедлила )) Казалось бы... чего недоволен ты , человече? Тебе ж в картинках всё-всё показали красиво и "как надо" ! Ан нет! Не хватило всё-таки некоторым реального батута.)) Впрочем , крики бу мгновенно были заглушены криками браво. Вот такая поляризация , понимаешь) Не скажу , что я прямо очарована некоторыми из этих режиссерских решений , но считаю , что общую концепцию они не портят . Так что , нехай себе.) В целом , я посмотрела эту работу Алвиса Херманиса с интересом и не без удовольствия.

Про муз.часть - позже.

Пуччини, оперно - премьерное

Previous post Next post
Up