„Billy Budd“. Премьера в Deutschen Oper Berlin . 22 мая 2014.

May 26, 2014 09:52





Подарочный берлинский "Билли Бад" не разочаровал. Это была первая опера Бриттена , слышанная мною живьём . В моём "анемнезе" уже была пара записей "ББ" , поэтому я точно знала , что это - моё. Но тем не менее впечатления от "живого " Бриттена превзошли мои ожидания.
Постановка , премьеру которой я посетила , перенесена в Дойче Опер из Английской Национальной Оперы.
Каст в четверг 22 мая был следующим.

Дирижер Donald Runnicles
Режиссёр David Alden
Сценограф Paul Steinberg
Костюмы Constance Hoffman

Edward Fairfax Vere Burkhard Ulrich
Billy Budd John Chest
John Claggart Gidon Saks
Mr. Redburn Markus Brück
Mr. Flint Albert Pesendorfer
Leutnant Ratcliffe Tobias Kehrer
Red Whiskers Clemens Bieber
Donald Simon Pauly
Dansker Lenus Carlson
Der Neuling Thomas Blondelle
Squeak Alvaro Zambrano
Bosun Marko Mimica
1. Maat Seth Carico
2. Maat Noel Bouley
Ausguck Matthew Newlin
Freund des Neulings Stephen Barchi
Arthur Jones Ben Wager
Gunner's Mate Tadeusz Milewski
Bariton-Solo Heiner Boßmeyer

Сразу бросился в глаза несколько непривычный состав премьерной публики . Среди неё , кроме непременных спонсоров , меценатов , Vip и просто респектабельных дам и господ , было непривычно большое количество людей в возрасте около тридцати и ниже. Много подростков и молодежи. И все такие нарядные , сурьёзные. И не разбегались после перерыва . А ведь музыку не назовёшь такой уж лёгонькой , особенно для неподготовленного уха. Значит , то ли уши у всех были подготовленны , то ли сердца открыты к восприятию нового . В любом случае глядела я своим " умудрённым оком" на такую молодежь и сердце радовалось.))

Постановка режиссёра David Alden оставляет очень хорошее , хотя и двойственное впечатление. В ней нет излишних визуальных красивостей и "романтики моря", а есть корабельная жизнь , суровая и без прикрас . Моря вообще никак не "видно ". Тема борьбы Клэггарта с собственными демонами показана чересчур эмоционально-скуповато . А между тем это ведь один из стержневых акцентов оперы , как мне кажется. Немного жаль , что режиссёр решил сделать основной упор на теме угнетения и насилия , а не на теме "спасения" посредством красоты и сострадания. Декорации достаточно абстрактны , но , тем не менее , прекрасно отражают дух повествования и его место . То же самое касается и костюмов. Никаких вам тёмно-синих кителей , бриджей и туфель с пряжками. На матросах - нечто усреднённое , не слишком флотское , скорее тюремное . На чинах постарше- кожанки и фуражки а-ля советские комиссары 17-го года. Капитан весь в белом. В прологе и эпилоге - в чем-то неопределенном , но черном , с головы до ног.

Прибытие Билли на „Indomitable“. Вот такой он , практически вагнеровский reiner Tor.



Сцена преследования "француза". Пушка очень эффектна , а когда её медленно повернули "дулом" в зал , прям холодок по спине побежал. Выстрел был громким, да.))



Всеобщий любимец Билли



Обвинение



Несчастный случай



Перед казнью



Эпилог. Капитан Вир и его непроходящее чувство вины.



Оркестр под управлением шотландского глав.дира Donald Runnicles звучал потрясающе. То ли потому , что глав.дир сам британец , то ли оттого , что музыка Бриттена ему мила , но чувствовалась его полная увлеченность этим материалом.

Все трое основных солистов мне понравились. Да и все побочные партии были озвучены достойно . Вообще это редкий случай , когда понравилось почти всё. И оркестр целиком , и филигранно исполненное соло на саксофоне (?) . Про потрясающие по красоте и мощи хоры в этой опере я вообще молчу. Это не передать словами как впечатляет.
Билли пел молодой американский баритон 28 лет отроду. КрасавЕц и обаяшка.)



Абсолютное попадание в образ , визуальное и вокальное . Баритон у него очень тёплый и светлый , что как нельзя лучше подходит для бедолаги Билли. Это первая большая патрия John Chest в ДО. До сих пор парень был на вторых ролях в Мюнхене . Очень неплохой дебют я считаю. Удачи ему.

Burkhard Ulrich спел партию капитана Вира очень достойно. Вир у него , правда , не оставляет впечатление сильной личности . Отсюда и закономерный вопрос , а чего это Билли , да и вся команда боготворит этого капитана ? Что касается такого злодея- злодеича аки Джон Клэггарт , то , опять таки , у режиссёра David Alden и исполнителя Gidon Saks это скорее Яго , чем Клэггарт. Мне немного не хватало в этом образе внутренней борьбы. Слишком односторонне показано ЗЛО. Но это всё нюансы личного восприятия . Потому , что общее впечатление всё равно оказалось сильным. И вызвало разные ассоциации с вагнеровскими операми , в частности с "Голландцем " ( немного) и особенно с "Парсифалем" . В общем и целом постановка удачная. Исполнение более , чем удачное. Приём у слушателей был восторженный, овации оглушительные и единодушные. Артисты абсолютно счастливы . Публика , думаю , тоже пошла на банкет с хорошим настроением.
У нас , увы , не было времени праздновать со всеми премьеру в буфете Дойче опер. (( На следующее утро намечен был ранний отъезд во Франкфурт. Впереди ждал "Дон Джованни" с очень интригующим составом.

А хорошая , всё же , у меня оперная неделька получилась. Два отличных исполнения в ДО !))

Традиционные обобщённые оценки.

Дирижер 5
Оркестр 5
Солисты 4+
Хор 5+
Режиссура 4
Костюмы 3
Публика 5

Фото с сайта театра.

неожиданная радость, Дойче Опер, Бриттен, оперно-премьерное

Previous post Next post
Up