Питер Гарретт: эксперимент с переходом из среды музыкантов и арт-активистов к политикам и чиновникам

Oct 24, 2014 10:49

Между арт-сценой, социальным активизмом и политикой нет непроходимых барьеров. Правда редко кому удавалось эти ипостаси совмещать единовременно (и потому, что каждый из этих миров подразумевает развитие специфических личностных качеств, и потому что в них действуют люди разных темпераментов, ценностей и мотиваций).

Судьба Питера Роберта Гарретта в этом смысле скорее исключение из правил. В мире его знают прежде всего как фронтмена знаменитой австралийской рок-группы "Midnight Oil", эко-активиста (был участником десятков экозащитных кампаний, был членом международных советов в Гринпис и Фонде дикой природы, в 1989-1993 и 1998-2004 избирался президентом австралийского фонда сохранения, стал соучредителем эко-сёрферской сети "Surfrider Foundation" и др.), участника инициатив в защиту прав аборигенов (наряду с Yothu Yindi, Кевом Кармоди и др.) и антивоенного движения. Однако помимо этого, Гарретт еще с 80-ых баллотировался в парламент (сначала от Партии Ядерного Разоружения. позже, в 90-ых - от зеленых и лейбористов), с 2007 по 2013 год при правительствах Кевина Радда и Джулии Гиллард, был министром окружающей среды, культурного наследия и искусств, а также министром образования.

Казалось бы, его жизнь и карьера - удачный пример расширения зоны ответственности. Как музыкант он использовал свою известность для привлечения внимания к проблемам расизма и интеграции коренных народов, к сложным экологическим ситуациям (ядерные отходы, загрязнение океана, вымирание редких видов животных, разрушение ландшафтов из-за промышленного строительства. вырубка лесов и мн.др.), к теме социального неравенства (при получении образования, при соблюдении трудовых прав и др.).

Всемирное признание Midnight Oil складывалось явно не только из позиций синглов группы в ротациях хитов на радиостанциях и телеканалов. Поклонникам нравились и песни, и социально-политические взгляды музыкантов. Поэтому концерты всегда были чем-то средним между шоу, манифестацией, "акцией по сбору средств на...", местом встречи активистов, волонтеров и симпатизантов. Под имя Гарретта экологическим НКО проще было вести фандрайзинг, его репутация и связи помогали лоббировать изменения в законодательстве, пробивать нужные публикации в СМИ. Поэтому окончательный уход в политику в 2002 году большинством сторонников воспринимался как победа, как заброс заслужившего доверие неформального лидера в стан коррумпированной политической элиты.

Довольно быстро, впрочем, энтузиазм сменился критикой и даже обвинениями в измене. Оказавшись в правительстве, Гарретт был вынужден встать на непривычную и заведомо более непопулярную позицию состыковщика интересов. Если "на гражданке" он слыл радикальным противником атомной энергетики, то, будучи министром, ему пришлось учитывать роль урановых рудников и АЭС в пополнении национального бюджета, если в качестве активиста он пару десятилетий бился против строительства некоторых плотин и прочих индустриальных объектов (заводов etc), то теперь было необходимо увязывать взаимоисключающие общественные интересы (защита окружающей среды vs рабочие места, логика капитала и др.), вести гласный и теневой торг в парламенте, кабинете министров... Не удивительно, что вскоре посыпались упреки в двойной игре, сдаче убеждений и даже продажности. И хотя бывшей рок-звезде в качестве публичного политика удалось сделать немало (как на национальном, так и на международном уровне), его социальный и символический капитал сильно "подгорел".
+ + +

Песня Midnight Oil "The Dead Heart" (1986) по сей день остается гимном Движений в защиту прав коренных народов Австралии и низовых инициатив, сопротивляющихся давлению горнодобывающих компаний.

Midnight Oil - The Dead Heart

image Click to view



P.S. Midnight Oil " Beds Are Burning"

We don't serve your country
Don't serve your king
Know your custom don't speak your tongue
White man came took everyone

We don't serve your country
Don't serve your king
White man listen to the songs we sing
White man came took everything

We carry in our hearts the true country
And that cannot be stolen
We follow in the steps of our ancestry
And that cannot be broken

We don't serve your country
Don't serve your king
Know your custom don't speak your tongue
White man came took everyone

We don't need protection
Don't need your hand
Keep your promise on where we stand
We will listen we'll understand

We carry in our hearts the true country
And that cannot be stolen
We follow in the steps of our ancestry
And that cannot be broken

We carry in our hearts the true country
And that cannot be stolen
We follow in the steps of our ancestry
And that cannot be broken

Mining companies, pastoral companies
Uranium companies
Collected companies
Got more right than people
Got more say than people
Forty thousand years can make a difference to the state
of things
The dead heart lives here

арт-активизм, midnight oil, права коренных народов, eng, окружающая среда, эко-защита, гражданская политика

Previous post Next post
Up