Настроение баллады Ярека Ногавицы о запыленной бархатной куртке, найденной в шкафу, похоже, созвучно тому, что чувствует большинство граждан Чехии в отношении Бархатной революции ноября-декабря 1989 года: с одной стороны, ностальгия по общему душевному подъему, солидарности, ощущению прорыва в будущее, с другой - разочарование от результатов. Время поставило под сомнение не столько идеалы того времени (консенсус насчет ценностей гражданского сообщества, по сути, сложился уже в 1968-ом, на волне протестов против оккупации войсками стран Варшавского договора), сколько веру в возможность непротиворечивого совмещения требований свободы, безопасности и социальной справедливости (см. "
Ukolébavka" и "
Demokracie" Карела Крыла).
Когда 17 ноября 1989 года больше 17 тысяч студентов выходили на мирную протестную демонстрацию, они не знали как быстро падёт режим и рассыплется железный занавес. Но даже жестокий разгон того шествия (больше 600 раненых) не лишил людей уверенности, что до конца остались считанные дни. Отчаяние и страх оказались слабее, чем общая надежда. Как говорил Вацлав Гавел: "Надежда - это не убеждение, что что-то будет хорошо, а уверенность, что что-то имеет смысл, независимо от исхода".
Jaromír Nohavica - Sako ze sametu
Click to view
фотохроника на "Modlitba pro Martu" Марты Кубишевой
Click to view
P.S. Ту же ностальгию по утраченным иллюзиям Яромир Ногавица раньше выражал через
"Co se to stalo, bratříčku?" (эта песня - вольный перевод на чешский "Нет, ребята, все не так..." Владимира Высоцкого).