Термин "внутренняя эмиграция" вошел в массовый тираж в Германии, в годы правления нацистов. Его употребляли в отношении интеллектуалов, которых тошнило от происходящего в стране, которые сознательно отказывались от любых форм сотрудничества с государством и соотечественниками, что с энтузиазмом кричали "зиг хайль", вдохновлялись лозунгом " Ein Volk, ein Reich, ein Führer", крошили синагоги в Хрустальную ночь.
Небольшая часть несогласных впоследствии ушла в Движение Сопротивления, в то время как остальные, не рискуя выразить свой протест публично и по разным причинам не желая уезжать за границу (чаще всего - из-за беспокойства о судьбе родственников), искали возможности жить, сократив до минимума точки соприкосновения с реальностью (уходили в частную жизнь и профессию, писали в стол).
Подобный опыт внутреннего побега, замыкания на кухнях и в дневниках был у каждого, кто родился и вырос в тоталитарной среде. Хреново, что в начале XXI века его приходится осваивать поколениям, для которых интернет, супермаркеты и туристические визы создали иллюзию условности границ и возможности строить жизнь безотносительно к рамкам, выставляемым политикой. Оказывается во внутреннюю эмиграцию легко загнать даже без гестапо, погранконтроля, дефицитной экономики, сквозной цензуры и т.д.
+ + +
Клезмерский опус о внутренней эмиграции: Даниэль Канн, Псой Короленко, Асаф Талмуди и компания.
Daniel Kahn - Inner Emigration
Click to view
P.S.
Хаз барагаз. Краткий курс внутренней эмиграции