Выпуская в свет "Соловья" и ироничную "Florence" колумбийская певица, фронтвумен культовой рок-группы "Aterciopelados" Андреа Эчеверри спровоцировала в Латинской Америке довольно сложный разговор о феминизме, сексизме, демонтаже социальных подпорок мужского шовинизма в XXI веке.
Давным давно выиграна борьба за гражданское равноправие (юридически у женщин есть вся полнота прав, декларированных в Конституциях - избирательных, связанных с приватностью и личностной автономией etc), прописаны законы, не допускающие дискриминацию по признакам пола на рынке труда и мн.др.
Актуальный феминистический дискурс застрял в сфере повседневности, в тех измерениях социальных отношений, которые либо не регулируются нормами права, либо - противятся правоприменению. От того, насколько продвинуты гендерные штудии в университетах, не решаются проблемы вроде сексуального закрепощения, столкинга (назойливое преследование и домогательство, ставящее под угрозу физическую безопасность или психическое состояние женщины), домашнего насилия, прессинга со стороны "товарных" стандартов представления женской телесности в СМИ и рекламе. Эта территория если и поддается воздействию, то только через 'экзистенциальное (лично-поступочное), арт-активистское, культурное сопротивление, цель которого - проблематизировать факты дискриминации (что не так-то просто, поскольку огромное число женщин в силу воспитания отнюдь не являются союзницами, соглашаясь играть по тем правилам, которые навязаны доминирующей культурой) и сделать их предметом коллективной рефлексии.
Песни и феминистические убеждения Эчеверри родились из ее индивидуального опыта (воспитания сына и дочери, артистической карьеры в глобальном шоу-бизнесе, жизни в стране, в которой тысячи женщин становились жертвами сексуального насилия во время вооруженного конфликта между правительственными войсками, партизанами ФАРК, наркокартелями и др.). Атипичность "Ruiseñora" в общем потоке феминистических высказываний заключается в том, что певица ставит под сомнение устойчивую связку между темами личной свободы женщины и сексуального раскрепощения. С ее точки зрения, чрезмерный акцент на сексуализации женского тела - это ловушка.
Andrea Echeverri - Ruiseñora
Click to view
Soy de lavar y planchar, yo soy la mejor juglar
me dicen todo terreno pues todo me suena bueno
Canción protesta o champeta logro que en tu cabeza se meta
Innovadora es mi trova, no me repito soy pajarito
Adelantada a mi tiempo, conmigo no hay aburrimiento
Hago ingertos hago inventos, te sorprendo y te pongo contento
Y cuando me suena la flauta, en la música floto como un astronauta
Cuando me suena la flauta, en la música floto como un astronauta
Como Neruda yo rimo, como Pavarotti afino, y añeja como el vino
Ruiseñora soy y trino, remolino torbellino a toditos cautivo
Ruiseñora soy y trino, remolino torbellino a toditos cautivo
Mi talento es natural fluye como un manantial
Sin mascaras ni disfraces que en este oficio son gajes
Sin lentejuelas ni maquillaje, buscando un nuevo lenguaje
Para mover esqueleto yo tengo todos los secretos
Y para conseguir novio, mis discos son obligatorios
Filtros limpias curaciones todo cantando canciones
Cuando me suena la flauta, en la música floto como un astronauta
Cuando me suena la flauta, en la música floto como un astronauta
Como Neruda yo rimo, como Pavarotti afino, y añeja como el vino
Ruiseñora soy y trino, remolino torbellino a toditos cautivo
Ruiseñora soy y trino, remolino torbellino a toditos cautivo
Soy terca como una mula y canto como ninguna
Soy terca como una mula y canto como ninguna
Soy terca como una mula y canto como ninguna
"Florence" - сингл с посвящением соотечественнице, подруге, писательнице, социального психолога, феминистке (с 60-ых гг. - координатор группы Mujer y Sociedad) Флоренс Томас (и по мотивам ее книги "Conversaciones con Violeta": la historia de una revolución inacabada").
Andrea Echeverri - Florence
Click to view