Homo habilis: от ущелья Олдувая к истине Фелеманга

Sep 30, 2013 12:19

Песня и видео об африканских бродягах, где "белый зулу" Джонни Клегг отплясывает в паре с пастухом и музыкантом Сифо Мхуну, получило ошеломительное международное признание в 1987 году. В стихах нет следов прямого протеста против апартеида, расизма, дискриминации, однако в ЮАР подобные выступления рассматривались как крамола хотя бы потому, что Клегг с 1969-го года выступал в составе смешанных музыкальных проектов (Juluka и др.). Законом это не запрещалось, но считалось не принятым и отвергалось СМИ. Клегг, чьи предки со стороны матери были польско-литовскими евреями, а со стороны отца - англо-саксами, родился в Британии, вырос в Родезии, в годы юности жил в Израиле, Зимбабве, Замбии (мать вышла замуж за южноафриканского журналиста). Культурой народа зулу он интересовался с детства и даже принимал участие в традиционных ритуальных танцах.

В "Scatterlings of Africa" Клегг поет о гордости за свою связь с Африкой - континентом, где археологи обнаружили следы Homo habilis (человека умелого) в ущелье Олдувай (Танзания), где впервые зародилась человеческая цивилизация. В тексте, помимо Олдувая, упоминается еще один топоним - Phelamanga. Если переводить буквально, то это утопия - место, которого нет. Вернее, это место "по ту сторону лжи", "там, где все заканчивается", "там, где тайное становится явным". На фоне прекрасных африканских пейзажей и черно-белого танца было очевидно, что имеется ввиду мир, который наступит после крушения апартеида.

В постмодернистской поэтики Клегга почти все так: на виду зажигательный ритм и экзотическая хореография, а внутри - вера в человеческое родство, убежденность в провиденциальном смысле тех испытаний, что искалечили судьбы активистов антирасистского движения, идеи, которые музыкант вынашивал совместно со своим учителем и другом - антропологом Дэвидом Вебстером (см. посвященную ему "One (Hu)' Man One Vote"). И тогда, в 80-ых, и сейчас музыкант считал, что происходящее в ЮАР имеет не локальное, а мировое значение, поскольку на кону социально-антропологическая эволюция и учреждение государства, обязанное быть дальтоником по отношению к цвету кожи. African idea / Make the future clear.

Johnny Clegg - Scatterlings of Africa

image Click to view



см. философ Жак Деррида о пострасизме в докладе "РасСЛЕДования" (отклик на идеи Этьена Балибара)

Copper sun sinking low
Scatterlings and fugitives
Hooded eyes and weary brows
Seek refuge in the night

They are the scatterlings of Africa
Each uprooted one
On the road to Phelamanga
Where the world began
I love the scatterlings of Africa
Each and every one
In their hearts a burning hunger
Beneath the copper sun

Ancient bones from Olduvai
Echoes of the very first cry
"Who made me here and why
Beneath the copper sun?"
African idea
African idea
Make the future clear
Make the future clear

And we are the scatterlings of Africa
Both you and I
We are on the road to Phelamanga
Beneath a copper sky
And we are the scatterlings of Africa
On a journey to the stars
Far below, we leave forever
Dreams of what we were

мультикультурализм, eng, против расизма, открытое общество, гуманизм, арт-активизм, против апартеида, johnny clegg

Previous post Next post
Up