Чувство юмора и самоирония - не последние качества для человека, мечтающего изменить мир. Уж точно в их наличии не откажешь Десмонду Туту - архиепископу англиканских церквей в Кейптауне, Лауреату Нобелевской премии мира 1984 года (за участие в борьбе против апартеида и проповеди практик ненасильственного сопротивления). К примеру, об евангелизации африканских народов он острил так: "Когда миссионеры пришли в Африку, у них была Библия, а у нас были наши земли. Они сказали: "Давайте помолимся". Мы закрыли глаза. Когда мы открыли их, у нас была Библия, а у них - наша земля".
В двух словах о роли Туту в международном антирасистском движении и глобальных правозащитных кампаниях не сказать (жаль, что в отличии от Мартина Лютера Кинга его проповеди и публичные выступления почти не переводили на русский). Я бы выделил одну особенность: умение увязать абстрактную теологию или принципы гуманистической философии с простонародными верованиями.
Бессмысленно вещать о международных конвенциях по правам человека там, где реальная жизнь течет совсем по другим законам, где на каждом шагу встречаются ненависть, несправедливость и дискриминация. Чтобы убедить черных южноафриканцев отказаться от пути вооруженного восстания и не отвечать преступлением на преступления, нужно было обоснование, идущее от обычаев, а не бумаг. Иначе знаменитые фразы священника, вроде "Будьте вежливы с белыми, они нуждаются в вас заново открыть для себя свою человечность", остались бы висящими в воздухе прекраснодушными декларациями, не дающие ничего ни уму, ни сердцу.
Для борьбы с апартеидом Туту воскресил этические установки философии убунту (на языке народов банту и коса убунту означает и "человечность", и "любовь к ближнему", и "здравый смысл"). Исходная посылка: каждый из нас является частью мира и лишь через поступки, усиливающие эту связь мы проявляем себя в качестве людей; унижение или угнетение Других - это самоубийство. Мысль простая, но в повседневной жизни практиковать ее очень непросто (этика убунту положена в основу восстановительного правосудия - см.
суды гакака). "Umuntu Ngumuntu Ngabantu" - человек человечен через других. Это есть и в христианстве, и в какой угодно другой религии. Выступая в защиту Далай-Ламы архиепископ опять же шутил: "Неужели вы думаете, как утверждают некоторые, будто Бог скажет: Далай-Лама, конечно, неплохой парень... Плохо только то, что он не христианин...". Подпись Туту под слоганами кампаний ЛГБТ-организаций тоже не удивительна: "если Бог был бы гомофобом, я бы не служил Богу".
Обо всем этом - электронный коллаж по мотивам речей Десмонда Туту шведской эмбиент-хаус группы Lucky People Center. У них, кстати, было много mash-up-композиций подходящих для
music_action. Если кто разыщет и напишет, было бы здорово.
Lucky People Center - Ubuuntu (1994)
Click to view