Судя по результатам недавнего исследования Левада-центра (см. Лев Гудков "
Пражская весна 1968 года в оценках российского общества (сорок лет спустя)") Пражская весна по-прежнему остается слепым пятном в самосознании российского общества. И это поразительно. Даже если делать скидку на подзатянувшийся период реакции и ресентимента, на специфику
(
Read more... )
Reply
Но мой пост был не об этом. Не в покаянии дело (для меня это слово из религиозно-морального словаря и, следовательно, им можно оперировать только в контексте индивидуального самосознания).
Прага 1968-го как часть нашей гражданской (а не государственной, военной) истории - момент реального зарождения диссидентского движения (в России, в восточно-европейских странах). Именно после этих событий стало ясно, что никакие реформаторские стратегии внутри таким образом выстроенной системы невозможны.
Reply
По части диссидентства у меня иное мнение (Ленин по большому счёту тоже был диссидентом), пытаюсь сопоставить три фигуры: Бакунина (начало), Ленина (пик) и Солженицына (разложение) - http://rbvekpros.livejournal.com/74240.html
Reply
О диссидентстве... В который раз поражаюсь несходству наших горизонтов. Ленин, Бакунин, Солженицын - диссиденты, конечно. Маргинальные даже в своем поле (радикальной политики). Идея преемственности между диссидентами царской России и СССР (так, чтобы их можно было бы выстраивать в общую линию) представляется мне абсурдной.
Reply
Reply
А кто именно и куда клин вбивает? И - что за правозащитники? В Татарстане я мало кого знаю из правозащитников, а те, кого знаю - например, людей из правозащ.ассоциации Агора - занимаются очень конкретными вещами (пытками в полиции и т.д.). Полагаю, под правозащитниками Вы подразумеваете каких-то политических деятелей, эксплуатирующих тему этнической идентичности.
В парадигме прав человека (классической, ООНовской) есть только люди, конкретные люди и их права при конфликте с органами государственной власти. Вы же, похоже, используете это словосочетание (и соответственно называете кого-то правозащитником) в расширительном смысле (это типа борцы за все хорошее против всего плохого, народные заступники, критики власти с позиций морали и т.д.)?
Reply
О "народах". Мне пришлось сталкиваться с предательством "своих" и благородством "чужих". Нет, только откровенный разговор, только правда. Все эти геноциды, голодоморы - ну, чушь это. Нет, конечно, ничего не замалчивать, но не выстраиваться в очередь за подаянием к мировому сообществу, дяде, дяде Сэму, трусливо кивая в сторону "старшего брата", который тебя обидел, более того - хотел уничтожить, чтобы завладеть отцовским наследством, на которое у тебя, оказывается, больше прав, человеческих прав, на правах маленького, слабого, человека, тот-то превратился в империю, безликое жестокое, тупое существо без рода и племени...
Reply
Reply
Reply
Reply
При институциализации какой-либо низовой активности может произойти утрата идентичности, подмена мотивации (проекты ради грантов и проч.). Но такие НПО быстро умирают. Киноклуб, в котором я как-то работал, существовал с 1988 года. Первый грант мы получили в 2001-ом. Последние несколько лет никаких грантов клуб не получает. И ничего: жизнь продолжается, люди собираются.
Похоже, при явном богатстве опыта, который у Вас есть, в нем не было опыта работы или участия в деятельности какой-либо НПО. Изнутри все виделось бы иначе. Грантоедство, политическая активность под маской НПО и т.д. существуют. Но именно как девиация. Так к ним и надо относиться.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment