Борис Гребенщиков проделал поистине невероятную карьеру в коллективном воображаемом - от культового персонажа питерской андерграундной сцены, проложившего путь радикальной эстетической и интеллектуальной эвакуации из советских дискурсивных реалий в астральные дали индийской, тибетской, скандинавской и славяно-церковной культуры к образу легенды русского рока, увешанного государственными наградами, вхожего в нынешнее политбюро и в легкую вписывающегося в китчевый самопальный поп-арт с подтанцовкой Анастасии Волочковой на фоне кремлевских башен.
Способность скинуть с себя ожидания публики и пойти поперек имиджа рок-диссидента, гуру-эзотерика, эксгуматора фольклорных традиций и т.д. не может не восхищать. БГ - лицедей, что независим от царей, рублей, людей, вестей, ролей... Он вне категорий, вне предзаданных ниш, вне возраста. Вечно в побеге от едва нащупанной идентичности и персонально прожитых открытий. С музыкально-поэтический точки зрения - ни с кем не сравнимый уникум, перформер намбо уан, маг утекания и растворения, кавалер ордена чеширских котов и земной наместник Протея.
В маске бывшей единороссовской балерины, пляшущей в вышитом нижнем белье, он столь же органичен, как и в тужурке поколения дворников и сторожей. БГ откровенно издевается над "линейной логикой", предписывающей биографии (опыту, знанию, истории и т.д.) расти от чего-то к чему-то. Ему, похоже, в кайф шарахаться каучуковым мячиком от одной стенки к другой и развлекать себя бесконечной сменой нарядов (имиджей, мировоззрений, верований, амплуа etc). В отличии от классических европейских безумцев, мучающихся изобретением вечного двигателя, присягающих ценностям и кладущих жизнь за идею, он превратил себя в универсальную стоп-машину - perpetuum immobile (альбом "Пси" 1999), аннигилирующую все, к чему прикоснется. Это ли не идеал поколения хипстеров, для которых любое реалити - шоу?
Борис Гребенщиков & Аквариум - Стоп машина
Click to view
Стоп машина! Мой свет! В этом омуте нечего слышать.
Стирай свой файл, выкинь "винчестер" в кусты!
Я хочу познакомить тебя с теми, кто всё ещё дышит.
Я до, сих пор не видел на этой земле кого-либо прекрасней, чем ты!
Изумлённых здесь нет. Здесь все, кто рождён, уже в курсе.
И Никола-С-Ларьком невесело курит во мгле,
Все святые места давно разворованы, в них теперь пусто!
Но, знаешь, даже сам Нестор Махно бледнеет, когда ты в седле.
И чем больше мы выпьем за первый присест, тем останется меньше.
Чем ближе каменный гость, тем дешевле бриллианты в колье.
Но, если я тот, про кого был написан мой паспорт,
Скажи, зачем я танцую на самом краю в этом вышитом нижнем белье?
Эпоха первородного греха имела свои моменты,
Но, похоже Атлантида и Му, уже пляшут на наших костях.
"Улыбка" под этой юбкой заставляет дрожать континенты !
Так на что нам, сдались эти зомби в правительственных новостях?!!!!
И чем больше мы выпьем за первый присест, тем останется меньше.
Чем ближе каменный гость, тем дешевле бриллианты в колье.
Но, если мы те, про кого был написан наш паспорт,
Скажи, Зачем? Зачем? Зачем? Зачем?
Skip it. Skip it. Delete. Delete. Delete.
И чем больше мы выпьем за первый присест, тем останется меньше.
Чем ближе каменный гость, тем дешевле бриллианты в колье.
Но, если мы те, про кого был написан наш паспорт,
Скажи, зачем мы танцуем на самом краю в этом вышитом нижнем белье?
Skip it up.Skip it up.Skip it up.Skip it up.Skip it up.Skip it up.Skip it up.