"Cantastorie" (песни-истории) Алессандро Маннарино похожи на новеллы латиноамериканских писателей, относимых к течению магического реализма (Карпентьер, Маркес, Астуриас, Кортасар и т.д.): волшебное в них смешано с прозаическим, галлюциногенное - с документальным; в цементных джунглях индустриальных зон колосятся древние мифы, галактики Маклюэна соседствуют со вселенной Гуттенберга, "городские племена" (так социолог Мишель Мафессоли называл молодежные субкультуры, центрированные вокруг воображаемых миров, обособляющиеся образом жизни, дресс-кодом, ритуалами и т.д.) смыкаются с поныне здравствующими дописьменными цивилизациями.
Маннарино сам себя аттестует как певца римских окраин, но его поэтика идет поперек сложившихся традиций восприятия персонажей, которые населяют периферию. Бездельники-лаццарони и аккатони (это имя стало нарицательным после одноименного фильма Пазолини), бомжи, гастарбайтеры, цыгане, vagabondi (неприкаянные странники по доброй воле), беженцы со всего света, бомжи, punkabbestia (панки, живущие где придется в кампании целой своры собак), городские сумасшедшие - для Маннарино не фигуры филантропического сочувствия, не романтические герои, не ходячие свидетельства механизмов социального исключения, которые следует укоризненно предъявлять обществу в пакете с требованиями компенсации, государственной заботы и т.д. Ему просто интересны эти люди и сообщества, которые они создают. Вопреки стереотипам, в этих социально невидимых средах есть место для отношений и чувств, не связанных с выживанием. Да и степень отчужденности маргиналов, на его взгляд, сильно преувеличена. Если уж на то пошло, то современный город сплошь "трайбализован" - рассечен на множество аморфных сообществ с открытыми границами, с переливами притяжений и отталкиваний.
Клип "Tevere Grand Hotel" был снят в разгар очередной
"моральной паники" вокруг темы цыганских поселений в 2010-ом году. Маннарино несколько лет жил рядом с Casilino 900 - одним из самых крупных в Европе цыганских лагерей на via Casilina (там на протяжении сорока лет в самопальных бараках жили больше шести сотен человек). Недавно этот лагерь снесли бульдозерами, а его обитателей переселили в наскоро сооруженные кампусы за пределами кольцевой дороги. Не все сочли эту операцию муниципалов гуманной и справедливой. Район Казилины в послевоенное время славился так называемым l'abusivismo edilizio (незаконнным строительством), при котором бедные семьи возводили свои дома из подручных средств, без оформления соответствующих бумаг, без архитектурных проверок и т.д. Позже эти здания (не все из них были лачугами) задним числом легализовали. Цыганам же, большая часть которой - с итальянскими паспортами, в этом было отказано. Более того, их принудительно подвергли процедуре дактилоскопии, что, разумеется, вызвало протесты правозащитников, усмотревших в снятии отпечатков пальцев проявление заочно криминализующего предрассудка.
Alessandro Mannarino - Tevere Grand Hotel
Click to view
Comprano oro e rubano amor
Comprano oro e rubano amor
all’ora della sera
chi al campo chi in galera
l’ombra nera un nodo in gola
regina della cabina quanto costa la rapina?
l’amor cade selvaggio
tra le cosce del mondo
vaga vagabondo
venga l’amor o la rovina
che nel vento va
sogna sogna per me
o signorina
ballano i re al tevere grand hotel
comprano oro e rubano amor
Comprano oro e rubano amor
all’ora della sera
chi al campo chi in galera
l’ombra nera un nodo in gola
regina della cabina quanto è lunga Casilina
andar persi nel vento
fra le fiamme del mondo
fin diverso il mondo
venga l’amor o la rovina
che nel vento va
sogna sogna per me
o signorina
ballano i re al tevere grand hotel
Памятник Кали Траш (жертвам нацистского геноцида цыган) в г. Каменец (Беларусь)
спасибо
gipsylilya и
macsolas