Reinhard Mey - Du bist ein Riese, Max!

Mar 22, 2010 14:42

Главные ресурсы, необходимые для волонтерской активности - это личная мотивация и наличие свободного времени. Все прочее - ерунда и отговорки. Отрефлексированный ценностный мотив - гарантия авторства ("это - мое действие"), позволяющая счищать ржавчину недоверия и взаимной подозрительности при сохранении критической дистанции по отношению к активистской группе, НПО, движению, клубу и т.д. "Свободное время" - внешнее условие свободы, позволяющее определять в какое дело, в какой проект, проблему, тему будут инвестированы силы, опыт, знания, связи и др.

Могу ошибаться, но, кажется, "социальный портрет" гражданского общества в Европе с точки зрения "возрастного состава" за последние лет 5-7 претерпел существенные изменения. И это, по идее, должно подталкивать активистов к тому, чтобы пересмотреть бессознательные эйджистские предрассудки.

Начиная с легендарных 60-ых, стрелки теорий гражданского общества методично указывали на молодежь как на ту возрастную когорту, которая в силу своих естественных социальных свойств (незакрепленность, т.е. - минимальный груз взятых обязательств; лиминальность, т.е. - "пороговый", транзитный, временный статус; интеллектуальная открытость, т.е. - здоровый скепсис относительно навязываемых при социализации норм, готовность экспериментировать с образом жизни, чуткость и влечение к новизне; склонность к идеализму, то есть - к проективному видению собственной жизни и окружающей среды + пресловутое наличие свободного времени), является главной движущей силой социальных перемен или, как минимум, проблематизации тех традиционных связей, чья иррациональность, непродуктивность, репрессивность давным давно держаться на "соплях" косности и догматизма, а не на чьей-либо осознанной воле и разуме. Эта установка породила своего рода синдром завышенных надежд относительного "возвращения 60-ых" (в Европе он маркирован как "ностальгия по 1968-му", на постсоветском пространстве - "миф о шестидесятниках", сопровождающийся озиранием с укором: мол, ну чего ж из очередного "племени незнакомого, гудящего как насекомое" не вылупляется "Поколение" - хоть "потерянное", хоть "растерянное", но - Поколение).

Совсем недавно, лет пять назад для поколенческого прорыва были все предпосылки. Однако "на выходе" - до изжоги надоевшая карусель из космонавтов, растиньяков, бумеров и ушельцев. Время идет и чем дальше, тем меньше вероятность, что молодежь - центральный персонаж самой интересной драмы (или комедии) современности - драмы развития гражданского общества (тех неукрощенных, независимых, неуправляемых акторов и сил, которые своим напором заставляют "менять фасон и размеры" институциональных структур (права, политики, науки, экономики и проч.). Текущий финансово-экономический кризис подобные вероятности сводит фактически к нулю (на молодежь больше, чем на кого-либо давит императив "социальной успешности" и ради соответствия ему молодые люди рассчетливо "гасят гонор" и конкурируют не в "предпринимательстве", а в "исполнительстве", иногда неотличимом от сервильности). Это, разумеется, не значит, что "диагноз окончателен" и пересмотру не подлежит. Есть и сейчас, и когда угодно, препосылки для развития молодежного волонтариата (будь-то модернистского толка, религиозно-мотивированного или даже " стройотрядного", имитационного и т.д.).

Однако тот же кризис открывает гражданское общество как пространство для действия людей от 50 до 70 лет - тех, кто, как правило, обладает достаточным знанием "того, как все устроено", кто владает специфическими профессиональными компетенциями, кого "за неперспективностью" списывает рынок, в ком есть силы и страсть, чтобы переформатировать те калечащие и дефектные социальные отношения, в которых прошла жизнь. С какой стати "пожилых" рассматривают исключительно как объект защиты, опеки, милосердия и т.д.? Понятно, что старость на постсоветском пространстве - не сахар. Да и навыков самоорганизации у людей, чьи биографии складывались под недреманным оком госконтроля и надзора, не так уж много. И все же...

Гипотеза насчет того, что такие люди могут придти и усилить существующие гражданские организации или же учредить другие, более эффективные не берется мной "с потолка".

Относительно Западной Европы есть социологическая статистика, четко показывающая увеличение числа профессионалов и волонтеров, которые либо приходят из других секторов "под занавес карьеры", либо - обращаются к социальному действию в результате потери рабочего места, либо - таким образом наполняют смыслом свое пенсионное время (карьера завершена и потому... можно наконец-то позволить себя быть собой, заниматься любимым делом, идти на те риски, на которые раньше не решался из страха что-либо потерять, участвовать в " клавиатурной революции" и т.д.).

Относительно России, Украины, Беларуси... Никаких репрезентативных данных нет. Есть только "признаки". Например, во время стихийной гражданской мобилизации с требованием капитальной реформы МВД, среди наиболее активных, влиятельных и заинтересованных "групп интересов" были обнаружены... ветеранские организации сотрудников правоохранительных органов. Их члены - "отслужили свое". Формально, они никак не связаны отношениями вертикальной субординации (делающими проблематичным "реформаторский протест" внутри любой военизированной институции). Следовательно, у них есть необходимая автономия и критическая дистанция, есть авторитет, связи и "знание органов", есть представление, на какие точки давить, чтобы побудить к переменам... Словом, есть все, что нужно, дабы вступиться за "честь мундира". Если таковая еще осталась.
+   +   +

Так что не столь уж однозначно прав замечательный немецкий рок-бард Райнхард Май, когда поет "Du bist ein Riese, Max!". Эта песня - про то, что все люди рождаются необоримыми силачами и великанами - с огромными, отважными сердцами, вольными мыслями и крылатым воображением. Про то, что потом - с каждым прожитым днем - они теряют данное от рождения, ссыхаются, умаляются до тех пор, пока окончательно не превращаются в мелюзгу. Остановить эту страшную метафорфозу реально только через любовь и интеллектуальное сопротивление.

Reinhard Mey - Du bist ein Riese, Max!

image Click to view



Kinder werden als Riesen geboren,
Doch mit jedem Tag, der dann erwacht
Geht ein Stück von ihrer Kraft verloren,
Tun wir etwas, das sie kleiner macht.

Kinder versetzen so lange Berge,
Bis der Teufelskreis beginnt,
Bis sie wie wir erwachs’ne Zwerge
Endlich so klein wie wir Großen sind!

Du bist ein Riese Max! Sollst immer einer sein!
Großes Herz und großer Mut und nur zur Tarnung noch außen klein.
Du bist ein Riese, Max! Mit deiner Fantasie
Auf deinen Flügeln aus Gedanken kriegen sie dich nie!

Freiheit ist für dich durch nichts ersetzbar,
Widerspruch ist dein kostbarstes Gut,
Liebe macht dich unverletzbar,
Wie ein Bad in Drachenblut.

Doch paß auf, die Freigeistfresser lauern
Eifersüchtig im Vorurteilsmief,
Ziehen Gräben und erdenken Mauern
Und Schubladen wie Verliese so tief.

Du bist ein Riese, Max! Sollst immer einer sein!
Großes Herz und großer Mut und nur zur Tarnung noch außen klein.
Du bist ein Riese, Max! Mit deiner Fantasie
Auf deinen Flügeln aus Gedanken kriegen sie dich nie!

Keine Obermacht könnte dich beugen,
Keinen Zwang wüßt ich, der dich einzäunt,
Besiegen kann dich keiner nur überzeugen,
Max, ich wäre gern dein Freund.

Wenn du morgen auf deinen Reisen
Siehst wo die blaue Blume wächst
Und vielleicht den Stein der Weisen
Und das versunkene Atlantis entdeckst.

Du bist ein Riese, Max! Sollst immer einer sein!
Großes Herz und großer Mut und nur zur Tarnung noch außen klein.
Du bist ein Riese, Max! Mit deiner Fantasie
Auf deinen Flügeln aus Gedanken kriegen sie dich nie!

волонтерство, неправительственные организации, de, социальная работа, гражданское общество, reinhard mey

Previous post Next post
Up