Click to view
Осенью 1987 мой друг, режиссер-эстрадник Саша Воронков (ныне покойный) пробил через Госконцерт и Минкульт разрешение на первые легальные концерты "Аквариума" в Москве - не в клубе, как прежде, а на настоящей большой профессиональной площадке - ДС "Измайлово". Пробивалось это дело в виде моей сценарной заявки на программу в защиту животных (такое было время - нужна была идеологическая нагрузка). Вот здесь,
в хронике "Аквариума", об этом сказано так:
Москва. "Измайлово". Программа "Давайте обитать вместе"
советского комитета защиты мира. Аквариум выступал с
Билли Брэгом в полуэлектрическом составе (БГ,Дю-
ша,Тит,Сева,Фан,Рюша,Ваня,Петр). Средства от концерта 27
ноября перечислены в фонд помощи зоопаркам.
Лом на концерты был страшный. В первом отделении работали "Яблоко" и "Браво", второе - полностью "Аквариум". Последнюю песню концерта - "Вавилон" - пели все участники. Помню, из зала выскакивал на сцену Макаревич, тоже присоединялся.
На первом же концерте БГ, без всякого согласования с нами, спел "Я не знаю зачем..." Излишне говорить, что песня тогда воспринималась однозначно - как протест против войны в Афганистане. Зал обалдел от гордости и горечи. В антракте меня как автора сценария вызвали объясняться с замминистра культуры, который сидел в зале и у которого был список разрешенных к исполнению песен. Кончилось тем, что Вертинский был внесен в список.
По окончании концерта меня снова вызвали на ковер и спросили: какое отношение к зоопаркам имеет финальная песня "Вавилон"? Я объяснил, что Вавилонская башня - символ трагической разобщенности народов, а песня о том, что надо сделать все, чтобы вавилонский инцидент не повторился. Саша в это время дергал меня за пиджак и шептал в ухо: "Ты что, с ума сошел? Он же завтра пошлет запрос в институт марксизма-ленинизма, что за вавилонский инцидент такой".
В общем, я считаю, что случаи, когда исторический контекст меняет смысл песни, тоже заслуживает внимания сообщества.