Public Enemy - By The Time I Get To Arizona

Oct 24, 2008 15:28

     Одна из опорных договоренностей, на которых держится кровля социального мира - согласие большинства относительно неприемлемости насилия при разрешении социальных конфликтов. С одной, правда, существенной оговоркой: конфликты сопутствуют совместной жизни где бы то ни было (при любом строе и форме правления, при самых достойных элитах и т.д.) и "социальный мир" не означает отказа от взаимных претензий к соседям, властям, институтам; цивилизованное, гражданское состояние - не "тишь да гладь" повсеместной терпимости, а рациональные процедуры, при которой конфликтующие стороны способны выяснять отношения через публичное обсуждение и достижение компромиссов.
     Существуют ли ситуации, при которых люди, группы или социальные слои, подвергающиеся системной несправедливости, дискриминации, унижению, получают моральное право на демонстративный разрыв отношений с обществом, на акции неповиновения вплоть до вандализма и физического сопротивления инстанциям, обязанным защищать конституционный порядок? Нищета, безработица, правовое неравенство, исключение из публичного пространства (лишение представительства в СМИ, в политике и т.д.)...
     Множество революционных теорий настаивают, что переход на новую ступень свободы и социальной гармонии по необходимости происходит через столкновение (формы которого зависят от остроты конфликта - от акций протеста, забастовок и т.д. вплоть до воруженного восстания и гражданской войны), определяется лишь объемом "критической массы" и решимостью восставших добиться своего. Отказ доминирующих социальных групп рассматривать и прилюдно обсуждать требования протестантов в сочетании с репрессивной политикой государства, по мнению сторонников этих теорий, наделяют страдающих, "униженных и оскорбленных" экстраординарными правами ("Черный Лукич" с "трудно пить свободу из пустой бутылки / трудно есть свободу из пустой тарелки" в песне " Кончились патроны" (old_kozzzel ), Keny Arkana в " Victoria" и " La Rage Du Peuple", Warzone - " The Sound of Revolution" ( beda56 ), Amaral - " Revolución" ( sov_ok ) - все "из той оперы").
     Если в силу косности или системного дефекта не работают механизмы реформ, при которых конфликты проходят политическую (референдум, выборы, парламентские дебаты), юридическую (суды), медийную (открытые дискуссии в прессе) рационализацию и конвертируют свою разрушительную силу в приемлемую программу действий, если исчерпан потенциал морального (мирные манифестации, голодовки и др.), экономического (забастовки, стачки и др.) и др. предъявления претензий, то... Шантаж бунтом, восстанием, революцией и память о кровопролитиях и лишениях, некогда пережитых во время событий подобного рода образуют постоянный фон современной жизни, актуализируясь в моменты крупных кризисов, определяя как колебания общественного мнения, так и действия партий, правительств, корпораций, социальных движений.
     Радикальные художники, музыканты, интеллектуалы и др., по сути, выступают в роли систем раннего оповещения о приближении цунами социальных катаклизмов. Глупо было бы возлагать на них ответственность за "разгул стихий" и обвинять в том, что ни их накликали. Если "буря в стакане воды", то любой самый пламенный манифест прозвучит как комариный писк и эха не вызовет.
Рэперы из "Public Enemy" постоянно балансируют на грани фола, раз за разом испытывая на прочность "общественный договор", скрепляющий американское общество. Кто-то за их эпатажными речитативами видит "контркультуру, укрощенную системой", кто-то готов поступиться первой поправкой к Конституции США, призывая к запрету на тиражирование...
     "By The Time I Get To Arizona" - одна из провокаций "Public Enemy", вызвавшая в 1991-ом ожесточенную полемику на улицах и в масс медиа. Текст песни и сюжет видео - отклик на реальное событие: начиная с 2000-го года, 21 января во многих штатах признано национальным праздником - Днем Мартина Лютера Кинга, учрежденного в память о лидере Движения за равные гражданские права и против расовой сегрегации. Однако власти штата Алабама - того самого, где Мартин Лютер Кинг был пастором, где Роза Паркс отказалась уступить место в автобусе "белому американцу", где в 50-ых зародилось общеамериканское протестное движение - отказались поддержать инициативу и признать 21 января праздничным днем. Верховный суд США в ответ на возмущение активистов развел руками: решения о праздниках - прерогатива местных законодателей.
     Тогда и появился ролик с "By The Time I Get To Arizona", где группы темнокожих парней взрывают автострады и губернатора, строчат из автоматического оружия... И все это - во имя праведного гнева угнетенных, против расовой дискриминации и в честь... великого Мартина Лютера Кинга, ставшего для всего мира "символом гражданской мудрости" и "апостолом ненасильственных методов борьбы за социальные перемены".
     Public Enemy - By The Time I Get To Arizona

     Дебаты вокруг видео были на самом деле жесткими горячими. Вдова Кинга - Coretta Scott King - сказала: "Мы не поддерживаем насилие как способ достижения каких-либо социальных или экономических целей, и осуждаем насилие в любой форме". Уоррен Стюарт - лидер алабамской коалиции рабочих - сказал, что Public Enemy отстаивают принципы равноправия и толерантности совершенно неприемлемыми способами и оказывают медвежью услугу наследию человека, которого чтят... Дэннис Уоллкот - представитель нью-йоркской Urban League - был возмущен, когда рэпперы, не предупредив о своей радикальной выходке, попросили его привести детей на пресс-конференцию по поводу выхода клипа (два года назад Уоллкот познакомился с "Public Enemy" во время совместной работы по общественной кампании, называвшейся ... "Остановим насилие!"). "Нельзя бороться за цели Мартина Лютера Кинга средствами боевиков "Черных пантер" Малкольма Х и " Нации ислама" Луиса Фарахана - упрек, который затем долгое время преследовал музыкантов.
     "Черный национализм" помноженный на риторику о социальной справедливости Чака Ди - фронтмена "Public Enemy" - не менее иррационален и социально разрушителен, чем прочие "исторически дискредитированные формы угнетения и эксплуатации". Этот парень может срывать апплодисменты манифестантов движения против войны в Ираке, может заводить слушателей протестуя против дискриминации и т.д. Но... Занимая позицию защитника "униженных и оскорбленных", получает ли он моральное право на призывы к насилию, как средству исправления несправедливостей мира и компенсации за причиненное зло?

I'm countin' down to the day deservin'
Fittin' for a king
I'm waitin' for the time when I can

Get to Arizona
'Cause my money's spent on
The goddamn rent
Neither party is mine not the
Jackass or the elephant
20.000 nig niggy nigas in the corner
Of the cell block but they come
From California
Population none in the desert and sun
Wit' a gun cracker
Runnin' things under his thumb
Starin' hard at the postcards
Isn't it odd and unique?
Seein' people smile wild in the heat
120 degree
'Cause I wanna be free
What's a smilin' fact
When the whole state's racist
Why want a holiday F--k it 'cause I wanna
So what if I celebrate it standin' on a corner
I ain't drinkin' no 40
I B thinkin' time wit' a nine
Until we get some land
Call me the trigger man
Looki lookin' for the governor
Huh he ain't lovin' ya
But here to trouble ya
He's rubbin' ya wrong
Get the point come along
An he can get to the joint
I urinated on the state
While I was kickin' this song
Yeah, he appear to be fair
The cracker over there
He try to keep it yesteryear
The good ol' days
The same ol' ways
That kept us dyin'
Yes, you me myself and I'ndeed
What he need is a nosebleed
Read between the lines
Then you see the lie
Politically planned
But understand that's all she wrote
When we see the real side
That hide behind the vote
They can't understand why he the man
I'm singin' 'bout a king
They don't like it
When I decide to mike it
Wait I'm waitin' for the date
For the man who demands respect
'Cause he was great c'mon
I'm on the one mission
To get a politician
To honor or he's a gonner
By the time I get to Arizona


I got 25 days to do it
If a wall in the sky
Just watch me go thru it
'Cause I gotta do what I gotta do
PE number one
Gets the job done
When it's done and over
Was because I drove'er
Thru all the static
Not stick but automatic
That's the way it is
He gotta get his
Talin' MLK
Gonna find a way
Make the state pay
Lookin' for the day
Hard as it seems
This ain't no damn dream
Gotta know what I mean
It's team against team
Catch the light beam
So I pray
I pray everyday
I do and praise jah the maker
Lookin' for culture
I got but not here
From jah maker
Pushin' and shakin' the structure
Bringin' down the babylon
Hearin' the sucker
That make it hard for the brown
The hard Boulova
I need now
More than ever now
Who's sittin' on my freedah'
Opressor people beater
Piece of the pick
We picked a piece
Of land that we deservin' now
Reparation a piece of the nation
And damn he got the nerve
Another niga they say and classify
We want too much
My peep plus the whole nine is mine
Don't think I even double dutch
Here's a brother my attitude hit 'em
Hang 'em high
Blowin' up the 90s started tickin' 86
When the blind get a mind
Better start and earn while we sing it
Now
There will be the day we know those down and who will go

Постинги с музыкой американского Движения за гражданские права:
Mahalia Jackson - Precious Lord Take My Hand.
Mahalia Jackson - I've Been 'Buked, and I've Been Scorned.
Billie Holiday - Strange Fruit.
Sam Cooke - A Change Is Gonna Come.
Nina Simone - Mississippi Goddam.
Nina Simone - Four women.
Mahalia Jackson - Joshua fit the battle of Jericho.
Nat King Cole - (Get Your Kicks On) Route 66.
Ray Charles - Georgia on My Mind.
Common - A Dream.
" The Civil Rights Movement In Photos".
Mavis Staples - Eyes On The Prize.
Joan Baez - We shall overcome.
" Mrs. Rosa Parks and all other fighters against racism".
Anita Carter - All My Trials.

контркультура, социальная справедливость, eng, движение за гражданские права, против расизма, public enemy

Previous post Next post
Up