Ну что же, не откладывая дело в долгий ящик, продолжу рассказывать (и показывать) экспозицию авиа-музея в Кбели. Собственно, сам Kbely - это бывший военный аэродром, а когда-то здесь базировалась первая авиабаза, появившаяся в Чехословакии. В первой части шла речь про авиатехнику, которая поднималась в воздух преимущественно до середины прошлого века. Вторая половина двадцатого века представляет не меньший, а, быть может, даже больший интерес с точки зрения конструкторской мысли. В ходе сбора данных, правда, выяснилось, что не все таблички в музее авиации соответствуют действительности. Так что этот пост сотрудникам Letecké muzeum в помощь )))
1. Авиа-музей - это, конечно, прежде всего самолеты. Но не только. Наземные образцы вооружений здесь также присутствуют. Впрочем, они также неразрывно связаны с небом.
На снимке зенитно-ракетный комплекс C75. За всю историю войск ПВО получил самое широкое распространение во всём мире. Как раз такой ракетой во Вьетнаме сбили самолет, пилотом которого был тогда летчик ВВС США, а ныне сенатор Джон Маккейн. Комплекс на фото - экспортный вариант под названием "Волхов", состоял на вооружении чехословацкой армии в период с 1959 по 1965 годы. Снят с вооружения в 2004 году.
2. 130-мм зенитная пушка КС-30.
3. В одном из корпусов компактно расположилась экспозиция, посвященная оружию и амуниции.
Четырехствольный 12.7 мм скорострельный пулемет. Такой устанавливался на вертолеты Ми-24. На вооружение поступил в 1977 году. Да-да, он вращался. Заводской индекс пулемета - ТКБ-063, в рекламных изданиях он получил обозначение ЯкБ-12,7.
4. 7.92-миллиметровый двойной пулемет чехословацкого летчика-наблюдателя, модель 30. Так гласит подпись. На какие воздушные суда устанавливался, к сожалению, идентифицировать не удалось.
5. 7,92-мм авиационный турельный пулемет времен Второй Мировой войны, Германия. Разработан фирмой Mauser в 1939 году. Двуствольная модификация появилась в 1942 году. Кстати, такая версия обозначалась MG 81Z, а не MG 81, как гласила подпись (Z - от «Zwilling», спаренная установка), так что на табличке в музее ошибка.
6. Окинем экспозицию общим взглядом и продолжим.
7. Эхо Второй Мировой войны здесь повсюду. Вот немецкая каска модели M35.
8. А вот обломок немецкого самолета Фокке-Вульф Fw 190, истребителя, стоявшего на вооружении люфтваффе во время Второй Мировой войны. Анализируя фотографии, можно прийти к выводу, что это хвостовая часть. Такая свастика наносилась именно на хвост самолета.
9. Но история авиации одними только войнами не ограничивалась. Здесь же - крыло самолета, совершившего в 20-х годах перелет Прага-Пекин. Надписи на русском способствуют развитию патриотизма.
10. Если судить по нашивке, это костюм Владимира Ремека. Между прочим, не только первого космонавта Чехословакии, но и первого человека, побывавшего в космосе, родиной которого были не СССР или США. Сейчас Ремек, если не ошибаюсь, депутат Европарламента.
11. В соседнем зале - воздушные суда всех возможных конфигураций.
Любительский самолёт W-01 Broucek (Beetle), автор иженер Vladislav Verner 1970 г. У авиаконструкторов были свои "жуки".
12. Спортивный самолет Z-50L Zlin Aircraft, Чехословакия, 1975 г.
13.
14. Этот хищный клюв принадлежит чехословацкому реактивному учебно-тренировочному самолету L-29 Delfin. Он был основной учебной машиной стран Варшавского договора.
Первый полет новый самолет, получивший название L-39 Albatross, совершил 4 ноября 1968 года. Для испытаний было построено 7 прототипов. В мае 1973 года «Альбатрос» проходил испытания в СССР, а с 1974 года начался его массовый выпуск, продолжавшийся до 1999 года. Всего было построено немногим менее трех тысяч самолетов, более двух тысяч из которых были поставлены Советскому Союзу.
После распада СССР «Альбатросы» в качестве легких штурмовиков принимали участие во многих конфликтах на его территории. В частности, в составе ВВС Чечни было более ста таких самолетов. Сегодня они еще находятся на вооружении во многих странах, включая Россию. На фото представлен пятый прототип Aero L-39X-05 Albatross, первый полет которого состоялся 23 сентября 1969 года.
15. А это уже совсем родная символика!
16. МиГ-21Р, 1959, СССР, так было написано на табличке рядом с экспонатом. Но тут кое-то не сходится, дело в том, что МиГ-21Р выпускался на Горьковском авиазаводе № 21 в 1965-1971 годах. А здесь, как видим, указан 1959 год. Возможно, это МиГ-21Ф, который как раз и производился в 1959-1960 годах. В общем, лишнее подтверждение тому, что не всегда стоит верить написанному.
17. Многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности МИГ-23МФ, СССР 1967 г.
18. Су-7БМ, советский истребитель-бомбардировщик. И вновь несостыковка. В музее указан 1961 год, но данная модификация выпускалась в период с 1962 по 1964. Вообще, военное руководство Чехословакии всерьез заинтересовалось этой моделью, и в страну было поставлено 66 таких машин. Произошло это в 1964-1965 годах. На снимке же, судя по всему, Су-7Б. Пора архивариусам музея уже навести порядок )))
19. А так выглядит его брюхо.
20. Вынырнем на свежий воздух. Здесь нас ожидают еще несколько примеров отечественной конструкторской мысли.
МиГ-21МФ, СССР, 1964. МиГ-21 - самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР (с 1959 по 1986 год), а также в Чехословакии, Индии и Китае и применялся во многих вооружённых конфликтах. Буквы "МФ" обозначают, что самолет производился на экспорт.
21. Слева - МиГ-21УМ, справа - МиГ-21ПФ. Первый отличается от второго тем, что был не боевым, а тренировочным.
22. В кровожадной раскраске - МиГ-23МФ, одноместный фронтовой истребитель с двигателем Р29-300. В 1977 г. на базе МиГ-23М был создан истребитель МиГ-23МФ, который предназначался, в основном, для оснащения ВВС стран Варшавского договора.
23. Слева - МиГ-23БН, справа - МиГ-23У. МиГ-23 - советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. МиГ-23БН - специализированный истребитель-бомбардировщик. Позднее букву "Н" стали читать и как "носитель", предполагая использование ракет или ядерного оружия, благо в маркировке атомных бомб присутствовала та же буква "Н". Первоначальный вариант выпускался на московском заводе «Знамя Труда».
Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира. МиГ-23БН стал наиболее массовой машиной в семействе истребителей-бомбардировщиков и выпускался дольше других модификаций, оставаясь в производстве до 1985 года, когда был уже свернут выпуск истребителей МиГ-23 и полным ходом строился МиГ-29.
Про МиГ-23У, к своему большому удивлению, в российском сегменте интернета я ничего не нашел. Хотя можно догадаться, что "У" - обозначает "учебный", но, если честно, мне немножко обидно, что русскоязычная "Википедия" ничего не пишет об этой модели, а вот в англоязычной он есть. Итак, от англичан мы узнаем, что МиГ-23У - двухместный учебный истребитель на базе МиГ-23С. Ради дополнительного места специально убрали один топливный бак впереди самолета. Выпуск самолета начался в Иркутске в 1971 году. В конечном итоге он стал прообразом самолета Миг-23УБ.
24. Су-25К, 1975 года...
25. ...и его (пофантазируем) вооружение.
26. А что же вероятный противник? Он представлен в музее, конечно, не так обширно. Все же Чехословакия долгое время находилась в стане соцлагеря. Но несколько экспонатов можно увидеть.
J-35J, 1955, Швеция.
Работа над сверхзвуковым истребителем в Швеции началась в 1949 году. По требованиям ВВС, самолет должен был иметь возможность использовать в качестве взлетно-посадочной полосы автомобильные дороги. Создаваемый истребитель-перехватчик должен был при минимальной модификации выполнять роль штурмовика и разведчика. 25 октября 1955 года самолет, получивший название J-35 "Дракен", совершил первый полет.
Серийное производство первой модификации истребителя J-35A началось в середине 1959 года. Самолет постоянно модернизировался. Последней выпускавшейся версией была модификация J-35F. "Дракен" выпускался до 1974 года и поставлялся на экспорт в Данию, Финляндию и Австрию.
27. Northrop F-5E Tiger N, США, 1972 г.
Созданные в конце 50-х годов американские сверхзвуковые истребители имели великолепные тактико-технические характеристики, но были очень дорогими и сложными в обслуживании. Многие американские союзники не могли себе позволить такие самолеты. Поэтому министерство обороны США в 1958 году заключило с компанией Northrop контракт на создание легкого, простого в эксплуатации и дешевого сверхзвукового истребителя. Компания разработала на базе учебно-тренировочного самолета Т-38 "Талон" истребитель F-5.
Он впервые поднялся в воздух 30 июля 1959 года. Новый истребитель предназначался в основном на экспорт. Войсковые испытания истребителя F-5 начались в октябре 1965 года во Вьетнаме. С 1973 года начался выпуск усовершенствованной модели F-5E Tiger II. Значительное количество истребителей F-5 различных модификаций, в том числе не менее 118 самолетов модификации F-5E Tiger II, получили ВВС Южного Вьетнама. Победившим в гражданской войне коммунистам досталось в качестве трофеев 27 истребителей F-5E. Один из этих 27 самолетов как раз на фото.
28. SAAB SF/AJSF 37 Viggen SAAB, Швеция, 1967.
В середине 60-х годов компания Saab создала тактический истребитель AJ-37 Viggen. На его базе произвели целое семейство боевых и учебных самолетов, в том числе фоторазведчик SF-37, предназначенный для разведки на сухопутных театрах военных действий. Первый полет самолет совершил 21 мая 1973 года, а поставки в ВВС Швеции начались в апреле 1977 года. Было построено 28 машин этой модификации.
SF-37 не предназначен для ударов по наземным целям и ведения воздушного боя. Для самообороны он может нести две ракеты AIM-9 "Сайдуиндер". В 1993 - 1997 годах производилась модернизация части самолетов семейства Viggen. Модернизированные самолеты получили возможность применять широкий спектр вооружения по наземным и воздушным целям. Модернизацию прошли 25 фоторазведчиков SF-37 Viggen.
29. McDonnell Douglas Phantom FGR Mk.2 (F-4M)
В 1954 году по заданию ВМФ США началась разработка нового истребителя для ПВО авианосных соединений на замену устаревшему F-3 "Демон". Первый прототип новой машины, созданный фирмой Макдоннел-Дуглас, взлетел 27 мая 1958 года. В декабре 1960 года первые серийные истребители, получившие название F-4 “Фантом II”, стали поступать на вооружение ВМФ.
Самолет получился настолько удачным и универсальным, что его приняли на вооружение также Корпус морской пехоты и ВВС. Таким образом F-4 стал первым типом американских самолетов одновременно используемых флотом, ВВС и морской пехотой. Различные модификации «Фантомов» выпускались с 1958 по 1979 год. Всего было выпущено 5 195 машин, из них 138 самолетов были изготовлены по лицензии в Японии. Истребители поставлялись на экспорт и состояли на вооружении в 11 странах: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии.
Они принимали участие во многих войнах, первой из которых была Вьетнамская. В США пилотируемые «Фантомы» сняты с вооружения в 1996 году. Часть машин переделана в беспилотник QF-4. F-4 до сих пор состоят на вооружении в некоторых странах.
Первым иностранным государством, получившем на вооружение «Фантомы», стала Великобритания, которая закупила для своего флота 50 F-4K (В Великобритании носили название Phantom FG Mk.1). Затем самолетом заинтересовались ВВС Великобритании и в августе 1968 года начались поставки F-4M (В Великобритании носили название Phantom FGR Mk.2). Было изготовлено 2 прототипа и 116 боевых машин. Их отличием является установка двигателей Rolls Royce Spey и части бортового радиоэлектронного оборудования производства компаний Elliot и Ferranti. Самолет на фото как раз и состоял на вооружении ВВС Великобритании.
30. Ну и постепенно будем переходить к гражданской авиации.
Слева - Ту-104А, справа - истребитель F-86 Сейбр (CA-27 Sabre Mk.31).
Первые серийные "Сейбры" были изготовлены в мае 1948 года, а всего было построено около 8 тысяч машин более чем двух десятков модификаций, в том числе по лицензии в Канаде, Австралии, Италии и Японии. Первой войной "Сейбра" была Корейская война, где он был единственным истребителем сил ООН, способным на равных противостоять советским МиГам. "Сейбры" дольше всего находились на вооружении ВВС Боливии. Там они были сняты с вооружения только в 1993 году.
Данный экземпляр - производства австралийской Commonwealth Aircraft Corporation (CAC). Машина значительно отличается от американского прототипа, в частности используется двигатель Rolls Royce Avon, а вооружен самолет двумя 20 мм. пушками. Компания CAC в период с 1953 по 1961 год изготовила 112 истребителей нескольких модификаций. В частности, самолетов модификации Mk.31, представленной на снимке, было произведено 32 единицы. CA-27 Sabre принимали участие в боях против малайских партизан с февраля 1959 по июль 1960 годов. Истребители "Сейбр" австралийского производства составляли основу австралийских ВВС до 1965 года, когда их стали заменять на Мираж III. Последний австралийский «Сейбр» был снят с вооружения в 1971 году.
31. Но как я и упоминал, посмотрим лучше на мирное небо.
32. Л-410, двухмоторный транспортный самолет, чешского производства. Вмешает 19 пассажиров. Между прочим, первое воздушное судно иностранного производства, вышедшее на советские воздушные трассы. В СССР его называли "турболетом" (полное название модели - Let L-410 Turbolet), "чебурашкой" и "чехом". Начиная с 1969 года, было построено 1104 Л-410 различных модификаций, 862 из них попали в Советский Союз.
33. Ан-24В - последняя буква в наименовании обозначала экспортный вариант. Самолет почти не нуждается в представлении, тем более, что такие летают в России до сих пор, не смотря на то, что производство их закончилось в 1979 году. Последняя громкая авария с участием этого самолета произошла в июле в Томской области. Ан-24 экстренно приводнился в Обь, погибли 7 человек.
34. В анфас.
35. Ил-14Т, СССР, 1950
36. Его максимальная скорость составляла 185 км.ч, высота - 5500 м.
37. Похоже, остался только один раздел экспозиции, не охваченный нашим вниманием - вертолеты.
Ми-2, 1961 года.
38. МИ-4, 1952, СССР.
39. Весьма интересный экстерьер у этой машины.
40. Ми-24Д, 1971. Между прочим, максимальная скорость составляла 335 км.ч,
41. Ну и, разумеется, Ми-8. Не знаю, как вам, а мне этот образ знаком еще с моего советского детства. Изображение вертолета много где печаталось, но я лично помню, что он был на марках. На снимке Ми-8Т, то есть транспортный.
42. Есть в музее и другие модификации, например Ми-8П. Квадратные окна как раз как бы намекают, что он пассажирский.
4
43. Этот вертолет уже не поднимется в воздух - нет винта.
44. Ну вот, рассказ подошел к концу, и осталась не охваченной лишь одна тема. Вслед за завоеванием воздушного пространства вполне логично было сделать следующий шаг - покорить космос.
Союз-28, тот самый, на котором летал первый космонавт Чехословакии Владимир Ремек. Запуск с космодрома Байконур был осущестлен 2 марта 1978 года, приземление - 10 марта 1978
45. Ну и привет от автора этих снимков.
Несколько технических деталей в заключение. Как я уже упоминал, вход в музей бесплатный. Работает он с мая по октябрь, каждый день, кроме понедельника. Время работы - с 10:00 до 18:00. Как доехать: до станции метро Letňany (верхняя конечная станция красной ветки метро). Дальше лично я выходил в сторону головного вагона и садился на автобус №185. Нужная остановка называется Letecké muzeum, она третья по счету (в принципе, всегда можно уточнить у водителя). Также доехать до музея можно на автобусе № 259, 302, 375 и 376. На остановке висит расписание с указанием всех остановок. Учтите, что если у вас действующий билет на метро, платить в автобусе не нужно, я, например, просто показал билет.
Территория достаточно большая, часа на обзор всех экспонатов будет мало. В музее работает кафе. Выбор хоть и скромный, но что-то закинуть в себя можно, так же можно и купить пива. Здесь же есть магазин с сувенирами (правда, меня лично там ничего не заинтересовало). Всем спасибо за внимание, приятных полетов и удачных путешествий!