Владельцы Тархан - Нарышкины

Jun 13, 2013 11:09

Знаменитые теперь лермонтовские Тарханы в XVIII веке были заурядным селом пензенской глубинки, одним из многих имений, раскиданных по России, принадлежавших именитой семье господ Нарышкиных. В марте 1762 г. у вдовы княгини А.М. Долгоруковой село Никольское Яковлевское тож (оно же Тарханы) купила вдова Настасья Александровна Нарышкина. Чем прельстило это село Н.А. Нарышкину - неизвестно (других имений в этом краю у нее не было), но в собственности ее семьи Тарханы пребывали свыше тридцати лет. Настасья Александровна была женой комнатного стольника Ивана Ивановича Нарышкина. Большую часть жизни она провела при царском дворе. Рожденная Милославская, она была родственницей первой жены царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны, рожденной Милославской, и была убежденной сторонницей ее детей. Настасья Александровна слыла ярой противницей петровских преобразований и, будучи близкой подругой царицы Прасковьи Федоровны, жены сводного брата Петра I Иоанна Алексеевича, имела большое на нее влияние. Ее замужество за И.И. Нарышкиным, родственником второй жены царя Алексея Михайловича Натальи Кирилловны, рожденной Нарышкиной, служило примирению этих двух враждующих родов - Милославских и Нарышкиных. В последующие царствования дочерей Иоанна и Петра - Анны Иоановны и Елизаветы Петровны - семья Настасьи Александровны пользовалась благорасположением двора.
Единственный сын Нарышкиных Александр Иванович начал свою придворную карьеру с тринадцати лет со звания пажа, а в двадцать три года уже получил камергерство и был назначен в свиту императора Петра III. Свадьба А.И. Нарышкина с княжной Анной Никитичной Трубецкой была торжественно справлена во дворце в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Но близость Александра Ивановича к Петру III оказала ему плохую услугу в последующее царствование: при Екатерине II при дворе он никакой роли не играл.

У Настасьи Александровны, по преданию, хранилась как святая реликвия борода известного юродивого императрицы Анны Иоановны Тимофея Архипыча. Нарышкины верили, что от сохранности этой реликвии зависит благосостояние их семьи и продолжительность их рода. Но во время переезда в новый дом борода Тимофея Архипыча исчезла. Это было дурное предзнаменование. В этот же год Александр Иванович заболел тяжелым недугом, от которого спустя какое-то время преждевременно скончался. Он умер в чине тайного советника в Москве в 1782 г. 47 лет от роду.

У А.И. Нарышкина было два сына: Иван и Петр. По завещанию бабушки Настасьи Александровны село Тарханы унаследовали оба внука, но Петр уступил свою долю Ивану. Иван Александрович Нарышкин, по тогдашнему обычаю записанный на службу еще с колыбели, в царствование Екатерины II не сделал большой карьеры. Его звезда взошла, когда на престол сел Александр I. Иван Александрович был пожалован в обер-камергеры, а потом в обер-церемониймейстеры. Он был богат и, заняв при дворе видное положение, вел открытый образ жизни. Кончилось это так же, как у неудачливого отца пушкинского Евгения Онегина: «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Утратив большое состояние и расположение двора, он покинул Петербург и вернулся в Златоглавую, где прожил еще довольно долго.
Д. Благово, находившийся с ним в свойстве, писал об И.А. Нарышкине московской поры: это был «небольшой пятидесятилетний худенький и миловидный человечек, очень учтивый в обращении и большой шаркун; волосы у него были очень редки, он стриг их коротко и каким-то особенным манером, что очень к нему шло; он был большой охотник до перстней и носил прекрупные бриллианты». Со своим семейством он жил в
Москве на Пречистинке. Иван Александрович был женат на Екатерине Александровне Строгановой и по жене своей находился в родстве с А.С. Пушкиным (Е.А. Строганова была двоюродной сестрой тещи А.С. Пушкина Натальи Ивановны, рожденной Загряжской). В качестве двоюродного дяди И.А. Нарышкин навещал молодоженов Пушкиных в их квартире на Арбате.

У Нарышкиных были две дочери и три сына. Старший сын Нарышкиных, Александр, был убит на дуэли знаменитым дуэлянтом того времени графом Ф.И. Толстым-Американцем. Современники так рассказывали версию этой дуэли: «Преображенский полк стоял в Парголове <...> и несколько офицеров собрались у гр. Ф.И. Т[олстого] на вечер. Стали играть в карты. Т. держал банк в гальбе-цвельфе. Прапорщик лейб-егерского полка А.И. Н[арышкин], прекрасный собою юноша, скромный, благовоспитанный, пристал также к игре. <...> Покупая карту, Н. Сказал гр. Т.: «Дай туза». Граф Т. положил карты, засучил рукава рубахи и, выставя кулаки, возразил с улыбкой: «Изволь». Это была шутка, но неразборчивая, и Н. обиделся грубым каламбуром, бросил карты и, сказав: «Постой же, я дам тебе туза!», вышел из комнаты. Мы употребили все средства, чтобы успокоить Н., и даже убедили Ф.И. извиниться и письменно объявить, что он не имел намерения оскорбить его, но Н. был непреклонен и хотел непременно стреляться, говоря, что если бы другой сказал ему это, то он первый бы посмеялся, но от известного дуэлиста, который привык властвовать над другими страхом, он не стерпит никакого неприличного слова. Надобно было драться. Когда противники стали на место, Н. сказал Т.: «Знай, что если ты не попадешь, то я убью тебя, приставив пистолет ко лбу! Пора тебе кончить!» - «Когда так, так, вот тебе», - ответил Т., протянул руку, выстрелил и попал в бок Н. Рана была смертельна. Н. умер на третий день». Произошло это в 1811 году.
Другие два сына Нарышкиных, Григорий и Алексей, были женаты. Алексей потомства не оставил, а у Григория хотя и были дети, однако эта ветвь рода Нарышкиных, по замечанию бытописателя Москвы и Петербурга М.И. Пыляева, пресеклась уже во второй половине XIX века.

Так сбылось суеверное пророчество, связанное с бородой юродивого Тимофея Архипыча. Потеряв бороду, семья Настасьи Александровны Нарышкиной постепенно утратила состояние и прекратила свой род. Одной из первых ласточек в потере состояния стало село Тарханы, с которым Иван Александрович простился еще в 1794 г., продав его Е.А. Арсеньевой (будущей бабушке М.Ю. Лермонтова), т.к. в селе случился сокрушительный пожар, и Нарышкин не захотел тратиться на восстановление. Иван Александрович скончался 13 января 1841 г. в звании сенатора на восьмидесятом году жизни. Он погребен в Москве на кладбище Донского монастыря.


Кольян Татьяна Николаевна - старший научный сотрудник
научно-исследовательского отдела
Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»
"Тарханский вестник" №15, л. 171-175

Литература:
1. Лермонтовский заповедник «Тарханы». Документы и материалы. 1701 - 1924. Пенза, 2001.
2. Пыляев М.И. Старая Москва. М., 1996.
3. Русский биографический словарь. СПб., 1914.
4. ГАПО, ф. 34, оп. 2, д. 582. О продаже имения при селе Никольском (Тарханы тож) помещиком Петром Нарышкиным брату Ивану Нарышкину (за 15 тысяч рублей).
5. Благово Д. Рассказы бабушки. Л., 1989.

Нарышкины, музей Тарханы, Арсеньева, музей-заповедник Тарханы

Previous post Next post
Up