РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ИГРЫ ДВОРЯНСКОЙ ЭПОХИ. ОХОТА

Mar 15, 2015 16:54

Самая достойнейшая из дворянских забав - охота. Любима и почитаема многими из представителей этого класса была псовая охота на зайцев. И, пожалуй, самые характерные черты русского помещика можно определить словами И. С. Тургенева, сказанными им о Лаврецком в «Записках охотника»: «Хлебосол и псовый охотник». Об этом пристрастии представителей дворянства достаточно упоминаний в мемуарной литературе, свидетельствовали о нем и русские писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

Это удовольствие стоило немалых затрат. И зачастую любители охоты тратили огромные деньги на покупку и содержание охотничьих собак. Описал псарню богатого барина Троекурова А. С. Пушкин в повести «Дубровский»: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирилла Петрович гордился своим прекрасным заведением...». Его псарня была настолько хороша, что по словам его псаря, «иному и дворянину не худо было бы променять усадьбу на любую здешнюю конуру. Ему было б и сытнее, и теплее».
Этот сытый лакей, позволивший себе подобное язвительное замечание, был в чем-то прав: положение обедневших русских помещиков было не всегда завидное, но и среди них встречались «горячие охотники», хотя состояние позволяло им держать, как отцу Дубровского (одноименная повесть А. С. Пушкина), «только двух гончих и одну свору борзых».



Виноградов С.А. «Охота с борзыми», 1907 г.
Страсть к охоте доходила иной раз до такой степени, что ломала даже устоявшиеся, казалось бы, незыблемые нормы и правила в отношениях между помещиками и крепостными. В.А. Шомпулев в «Рассказах старого помещика» описывает виденный им самим случай невероятной вольности крепостного по отношению к своему барину: «Я помню, как за известным крупным помещиком С. на моих глазах гнался с арапельником его псарь, и помещик насилу от него ускакал... Вечером же старик не только не сделал псарню никакого выговора, напротив, начал перед ним оправдываться за совершенную на охоте ошибку».

Конечно же, такой случай - крайняя редкость и объясняется он исключительно охотничьим азартом, понять природу которого помогает рассказ писателя Н. Кравченко «Псовая охота»: «Что за красота! Какое чудное наследие наших предков, оставивших русскому охотнику такую тонкую и сложную охоту, в которой конь, человек и собака, сливаются воедино и одолевают неутомимого резвого русака!.. Охота начиналась с “наездки” - самого увлекательного ее вида. Поле брали сначала без гончих и, проходя его верхом вместе с нетерпеливыми борзыми, поднимали залегающих по межам в ямах, овражках и колдобинах зайцев. И только потом травили их “на чистоту”, - т. е. еще свежих, незамученных преследованием гончьей стаи... А несчастные животные поминутно выскакивали то здесь, то там, все время заставляя охотников быть настороже, чтобы не прозевать, успеть “показать” зверя собакам и вовремя спустить свору».



Прянишников И.М. "На тяге", 1881 г.
«Охоту за зайцами с борзыми» раз пришлось видеть и Лермонтову ребенком, он ее даже «вылепил очень удачно» восками, о чем свидетельствовал его троюродный брат. Вероятно, охоту дети видели в Апалихе, в имении «милой тетеньки» Лермонтова, М.А. Шан-Гирей, отстоящей от Тархан в трех верстах.
О том, была ли в имении Елизаветы Алексеевны псарня, упоминаний нет. Да и заниматься собаками и увлекаться охотою в пору детства ее внука, в общем-то, было некому. И все же допустить, что среди дворовых Арсеньевой был псарь или егерь, можно. Скорее всего дичь для барского стола стрелял один из них.

А вот ее родной младший брат, очень любимый ею, Афанасий Алексеевич, был страстным любителем именно псовой охоты. Проживая летом в Саратове, в Москве или Петербурге, он осенью всегда торопился в «свои степи» - имение в Саратовской губернии - «чтобы порыскать в них с собаками». Не желая лишить себя этого удовольствия, он в 1843 г. даже отказался ехать в Париж.

Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Е.Б. Родина.
Источник: "Тарханский вестник" №22, лл. 92-118



Неизвестный художник, вторая четверть XIX в.



Похитонов И. «Охотник зимой», 1890 г.



Перов В.Г. «Охотники на привале», 1871 г.



Иос де Момпер. «Речной пейзаж с охотой на кабана», ок.1610 г.



Френц Р.Ф. (1831-1918). «Охотники (Сборы на охоту)»



Френц Р.Ф. (1831-1918). «Егерь с двумя борзыми»



Сверчков Н. «Возвращение с охоты»



Сверчков Н.Е. «Охота», 1881 г.



Боманд Ф. «Охота на волка», конец XIX в.



Сверчков Н.Е. «Охотник,застигнутый вьюгой», 1872 г.



Сверчков Н.Е. «С охоты», 1860 г.



Сверчков Н.Е. «Псарь», 1860-1870-е гг.

живопись 19 века, Кравченко, музей Тарханы, охота, Развлечения дворянской эпохи, Арсеньева, Пушкин

Previous post Next post
Up