В полутора километрах от туристического центра Бремена находится городской исторический
музей Фоке (Focke). Он назван в честь основателя городской исторической коллекции - сенатора Иоганна Фоке, отца известного авиаконструктора Генриха Фоке. Начало коллекции было положено в 1880 г.
Музей находится чуть в глубине парка относительно шумной улицы. На углу стоит заметная вывеска. Всё, что левее красной вывески - музейная территория. Небольшой парк тоже является частью музея.
До музея от главного ж/д вокзала можно добраться на автобусе №20 или на трамвае №4. Билет в залы с основной экспозицией стоит 8 евро. Фотографировать можно сколько угодно, главное - без вспышки. Посетителей в будний день совсем мало. За те 3 часа, что я провела в небольшом, но насыщенном материалами музее, мимо прошло всего десять человек, и то почти все - немецкие пенсионеры.
По широкой аллее нужно пройти сразу к главному зданию, где продают билеты на постоянную и временные экспозиции. Справа в парке останется Дом Ринсберга, относительно недавнее территориальное приобретение музея. При моем посещении в этом доме проходила выставка стекла еврейских авторов.
Так выглядит главный вход в музей. Возле него нехотя облетает золотистый платан.
Главное здание музея небольшое, но интересно построено с архитектурной точки зрения - оно многоуровневое. В том числе под землю уходит музейное хранилище старых вещей. Непонятно как его построили на столь топком грунте.
Одежду можно оставить в свободном гардеробе, за которым никто не смотрит, или в закрывающимся на ключ ящичке за символический евро, который потом можно забрать. Но почти все посетители ходили по музею в верхней одежде.
Первым делом в музее, посвященном истории города, гостям показывают сам Старый город. Он небольшой, окружен зелеными зубцами парка и рукавом реки. Раньше на месте парка были валы, защищающие город от нападений (сохранилась треугольная форма фортификационных сооружений). Ближе к нам - отстроенная после войны территория Нового города. Слева внизу возле моста - огромная территория пивного завода Bacкs. Снизу Новый город окружен такой же цепочкой парка, на месте которого раньше располагались военные валы. На следующий день я прогулялась по этому парку, там так же не было ни души, как и в городском парке за ж/д вокзалом. Ни детей, ни собак, ни пенсионеров. А сам район оказался населен неевропейцами. Там было неуютно.
Правая часть Старого города. Все, что осталось от прежнего довоенного Бремена - городская ратуша между пиками соборов и справа внизу маленький райончик Шноор (Schnoor).
Вот Шноор поближе. Там мило, экзотично, веет стариной и желанием нажиться на туристах, продавая им всякую всячину.
Здесь хорошо видна форма парка Старого города, повторяющая формы прежних зубчатых валов. В парке можно заметить мельницу, которая установлена в качестве напоминания о былых днях, когда этих мельниц в Бремене было много (они помогали отводить лишнюю воду). С правой части остаются современные послевоенные здания. Там магазины одежды соседствуют с кебабами, а туристы - с бомжами и прочими приезжими безработными. Стены домов исписаны подростковыми бандами, грязно, пахнет туалетами за каждым углом. Вобщем, не самое приятное и безопасное место для прогулок.
Мельница Бремена поближе. Это фото 2005 г., когда вечером по улицам Германии ходить было совсем не страшно и даже мысли не было, что что-то может случиться.
Вид на Бремен со стороны вокзала. Справа с большой арочной крышей - ж/д вокзал, рядом с ним на площади - естественно-научный музей, левее идет шумный проспект, на котором всегда масса машин, еще левее - парк на месте оборонительной стены и сам Старый город.
Чтобы понять насколько вырос город, нужно познакомиться с его историей. В 1901 г. Бремен выглядел так. На севере его границу определял ж/д вокзал.
В центре реки Везер возвышается искусственно укрепленный людьми остров с насыпанными дамбами. Они и сейчас тянутся вдоль острова, защищая местность от разлива и наводнений. В дальнем крае города, где видны дым из труб и два глубоких канала, в наши дни вдоль каналов построены хорошие дома и создан современный архитектурный район города.
Это огромный городской парк, который начинается сразу за ж/д вокзалом. Вдоль парка тянутся небольшие частные дома с садиками. Город четко спроектирован сетью улиц и типовыми домиками с садами.
Бремен был очень богатым городом, входил в Ганзейский торговый союз северо-немецких городов (правда, его оттуда неоднократно выгоняли за невыполнение требований торговли). В 18-19 веке именно через Бремен эмигрировали в Америку европейцы (всего 6,5 млн, среди них 5 млн. немцев). Всем этим людям нужно было где-то жить, что-то есть в ожидании своего рейса. В конце 19 в. здесь были основаны судостроительные верфи, существовала железная дорога, появились различные фабрики, очистили русло реки для лучшего прохождения судов, появились газ и электричество, в городе появилась безопасная питьевая вода. Численность населения резко увеличилась с 80 000 человек до 200 000.
Картина, которая меня поразила как жителя 21 века - замерзший Везер. Слева - берег Старого города. По центру - остров с корабельными складами, где сейчас в реконструированных зданиях располагаются музей современного искусства и университет.
Еще одна картина, напоминающая о "малом ледниковом периоде" Европы. Сейчас это кажется невероятным, климат теплеет, ледники тают, белым медведям не хватает территории льдов для охоты.
Бремен был процветающим торговым городом и его жители предпочитали жить в многоквартирных частных домах. Например, это дом на одну семью. Он был построен в 1865-1873 гг., принадлежал семье Рутенберга. Площадь семейного дома - около 400 кв. м. Такая семья держала няню, кухарку, слугу-посыльного. Работники семьи жили в этом же доме, в мансардных помещениях.
Вид дома со стороны улицы.
Дом на две семьи постройки 1897 г. западной части Бремена. Из таких домов состояли поселения, спроектированные архитектором Вильгельмом Янике (Wilhelm Jänicke). Чуть позже, в 1913 г., эта архитектурная идея переросла в следующую - строить однотипные домики вдоль красной линии улицы, с садами. Эти домики предназначались для многочисленных семей рабочих. Для них оговаривался дизайн, ширина, высота дома. С большими окнами должен был быть только первый этаж. В качестве противопожарных мер такие дома должны были стоять вплотную друг к другу. Садик к дому полагался "для укрепления здоровья населения". Считалось, что проживание в собственных домиках с выходом на природу полезнее для организма, чем проживание в арендованной квартире в многоквартирном доме.
В скором времени законы о создании аналогичных дешевых типовых домов с садиками распространились по другим немецким землям - в Саксонии, Бадене, Гессене, Пруссии. В Голландии начала 20 века была такая же история влияния государства на архитектурную застройку городов. Это было связано с большим притоком населения в города и появлением трущоб. Массовость и шаблонность строительства домов делали жилье существенно более дешевым по сравнению с индивидуальными проектами, использующими украшениями фасада. Хотя в начале века все еще использовали сравнительно дорогостоящие и времязатратные технологии возведения домов путем кладки кирпича или камня. Позже, после Второй Мировой, страны разных континентов создадут целые заводы по созданию жилых блоков и будут относительно быстро строить бетонные и блочные дома, а государство будет активно влиять на строительство дешевого типового жилья. Большая хорошо иллюстрированная статья о массовом жилищном строительстве в 20 веке лежит здесь -
http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st046.shtml В наши дни западный район Бремена
Gröpelingen сохранил улочки с массовой дешевой застройкой и они с 1973 г. находятся под охранным статусом.
На первом этаже площадью 5,12 х 8 м. располагаются две жилые комнаты и кухня. На чердаке находятся две спальни и ванная комната. Садик, крыльцо и покрытие крыши были унифицированы под один общий проект.
Продолжение следует...