Покровский собор. Государственный исторический музей

Aug 29, 2012 23:37

Публикуем "Музейный гид" по Собору Покрова на Рву, который мы все знаем как храм Василия Блаженного
на Красной площади.

Автор - Андрей Баталов, доктор искусстоведения

Собор Покрова на Рву

Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, был построен царём Иваном IV в 1555-1561 годах по обету «как ему государю Бог поручил Казанское царство».



Храмы, воздвигнутые по обету за одержанную победу, освящались обычно во имя тех святых, в день празднования которых произошло решающее сражение. Особенность собора Покрова на Рву в том, что посвящения его приделов были связаны не только с днём взятия Казани - 2 октября 1552 года, но и с другими днями, которые были отмечены важными событиями Казанского похода.

Собор Покрова на Рву - одно из уникальных произведений русской архитектуры. Чем определяется эта уникальность, несходство со всем архитектурным окружением, что поражало всех путешественников и удивляет до сих пор каждого осматривающего памятник, ставший символом русской культуры?



Прежде всего он не имеет традиционных фасадов, поскольку не является единым зданием. Девять отдельных церквей образуют храм-город, в центре которого находится шатровая церковь Покрова Богородицы. Её можно обойти по галерее, отделяющей центральный храм от восьми приделов. Между приделами открываются выходы на внешнюю обходную галерею собора. В этот лабиринт из широких и узких галерей ведут два крыльца, расположенных со стороны Кремля.

Каждый из столпообразных приделов увенчан фигурными луковичными главами. Эти главы, витые гладкие или витые с гранёным остроконечным рустом и т. д., особенно поражали современников, так же как и звёзды из изразцов и позолоченные металлические спирали, украшающие шатёр центрального столпа.



Шатровая церковь, занимающая во всей композиции центральное место, посвящена Покрову Божией Матери. Вокруг этой центральной церкви по сторонам света поставлены столпообразные приделы. Западный посвящён Входу Господню в Иерусалим, восточный - Святой Троице, церковь на северной стороне храма Покрова Богородицы - священномученику Киприану и мученице Иустине, а стоящая на южной стороне - Великорецкому образу святителя Николая (Николе Великорецкому). По диагональным осям поставлены менее высокие приделы:на северо-востоке - Трёх Патриархов Константинопольских, на юго-востоке - преподобного Александра Свирского, на северо-западе - святого Григория
Армянского, на юго-западе - преподобного Варлаама Хутынского. С конкретными событиями Казанского похода непосредственно связаны посвящения четырёх приделов: святых Киприана и Иустины, память которых празднуется 2 октября, то есть в день взятия Казани; святителя Григория Армянского, поминаемого 30 сентября, когда была взорвана Арская башня и одержана победа на Арском поле, а также преподобного Александра Свирского и святителей Александра, Иоанна и Павла Нового, поминаемых 30 августа, когда произошла битва с войсками царевича Епанчи. Посвящения других приделов имеют более общий характер и связаны с представлениями о заступничестве Божией Матери и русских чудотворцев, а также с историей Спасения рода человеческого.



Как же изменился Покровский собор за 450 лет своего существования? Видим ли мы сегодня облик собора XVI века или сложившийся в течение последующих столетий? Прежде всего сохранилась основа всего здания - девять церквей, стоящих на общем основании, в котором подклеты столпообразных церквей объединены стенами и сводчатыми коридорами. Стены всех девяти церквей первоначально были раскрашены "под кирпич", то есть на них была изображена идеальная кирпичная кладка. Именно такая раскраска фигурировала в XVI веке не только на фасадах, но и в интерьерах (живописный орнамент присутствовал лишь в церкви Покрова Богородицы).В конце XVII столетия, при царе Феодоре Алексеевиче, была произведена новая окраска собора, скрывшая первоначальную роспись наружных стен «под кирпич». Первоначальный облик стен был окончательно восстановлен при реставрации 1950‑х и 1980‑х годов.


Луковичные главы собора появились, вероятно, только в конце XVI столетия при царе Феодоре Иоанновиче. С того времени менялись только кровельное железо и конструкции, но форма глав оставалась практически неизменной. Главы Покровского собора можно считать первыми луковичными покрытиями в древнерусской архитектуре, где своды барабанов покрывались черепицей или металлом непосредственно по кирпичной кладке. Вероятно, именно их форма повлияла на распространение луковичной формы глав в XVII веке. При царе Феодоре Иоанновиче появился десятый придел собора. Он был построен над погребением почитаемого в Москве,а затем и по всей России чудотворца Василия Блаженного.


Этот небольшой одноглавый бесстолпный храм поставлен между подклетами церквей Святой Троицы и Трёх Патриархов Константинопольских.



Событием, значительно изменившим первоначальный облик собора, стала его перестройка при Феодоре Алексеевиче в начале 1680‑х годов. В собор были перенесены престолы тринадцати церквей «на рву», стоявших между Фроловскими и Никольскими воротами Кремля. Для некоторых храмов были построены новые объёмы, пристроенные извне к галереям первого яруса, другие перенесли под паперти собора.

Один из таких сохранившихся до нашего времени приделов многократно менял название; изначально он был посвящён Положению риз Божией Матери, затем переосвящён в честь Рождества Богородицы. Придел находится под юго-восточной папертью и в нём расположено погребение другого почитаемого московского чудотворца - Иоанна Блаженного. Во имя этого чудотворца он был освящён в 1910‑е годы.

Более сложной по структуре была пристройка, закрывшая северный фасад придела Василия Блаженного. Она представляла характерный для московской архитектуры конца XVII века тип двухэтажного храма, в котором нижний алтарь был выдвинут к востоку по отношению к верхнему. Над сводом нижнего четверика был сооружён четверик с прямоугольной апсидой, в котором размещался придел Преподобномученицы Феодосии Девы. Выше был поставлен восьмерик, над сводом которого располагался барабан с главой. До настоящего времени дошёл лишь четверик этой церкви, находящейся в одном уровнес папертью второго яруса. При царе Феодоре Алексеевиче была перестроена соборная звонница и выстроена существующая поныне колокольня. Внешние галереи собора приоб рели нынешний облик также в конце XVII века, когда вместо деревянного покрытия над ними были воз ведены кирпичные своды, а над рундуками крылец - каменные шатры. Тогда же своды и столпы внешней обходной галереи и крыльца были расписаны травным орнаментом.


Облик интерьеров собора также в полной мере отражает его 450‑летнюю историю. В трёх приделах собора - храмах Киприана и Иустины, Трёх Патриархов Константинопольских и Николы Великорецкого - были оставлены интерьеры, сложившиеся к началу XX века. В церкви Киприана и Иустины сохранился иконостас, созданный в 1784-1786 годах. Монументальная масляная роспись появилась в церкви в 1840‑е годы и была поновлена в 1870-1871 годах.


В приделе Трёх Патриархов Константинопольских и настенная живопись, и иконостас созданы в 1840‑е годы. Тогда же выполнена и роспись придела Николы Великорецкого. Она представляет собой подробную иллюстрациюрассказа Никоновской летописи о принесении образа Николы Великорецкого в Москву. Пятиярусный иконостас придела создан в 1786 году, однако его иконы были прописаны маслом в середине XIX века. От них отличаются интерьеры приделов Святой Троицы, Входа в Иерусалим, Александра Свирского, Варлаама Хутынского и Григория Армянского.


Реставраторы воссоздали облик их интерьеров, существовавший в XVI-XVII веках. В 1920‑е годы здесь были разобраны поздние иконостасы и удалена поздняя штукатурка. На стенах этих приделов были обнаружены симметрично расположенные выемки - «гнёзда» тябл первоначальных иконостасов.

По ним в 1920‑е годы были реконструированы первоначальные иконостасы в церквях Святой Троицы, Александра Свирского, Григория Армянского и Варлаама Хутынского. В церкви Входа Господня в Иерусалим реставраторы оставили уникальный иконостас второй половины XVIII столетия. Различна и покраска стен этих приделов. В храмах Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Варлаама Хутынского и Григория Армянского была восстановлена побелка XVII века, заменившая первоначальную роспись «под кирпич». Последняя была восстановлена в приделе Александра Свирского, где можно увидеть облик интерьера 1561 года.

В церкви Покрова Богородицы восстановлена орнаментальная роспись шатра, современная строительству храма. Под шатром и под оконными проёмами проходит храмозданная «летопись» XVI века об окончании строительства церкви Покрова 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. В четверике восстановлена первоначальная роспись «под кирпич», а также уникальные росписи XVIII и XIX веков. Существующий иконостас находится в церкви Покрова Богородицы со второй половины XVIII века. Он перенесён в этот храм из упразднённого в 1767 году кремлёвского собора Черниговских чудотворцев.


Интерьер Покровского собора является главным музейным экспонатом и определён во многом замыслом экспонирования архитектуры и живописи собора, сложившимся ещё в 1920‑е годы. Покровский собор - один из старейших в нашей стране соборов-музеев. Согласно декрету от 5 октября 1918 года, Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством как памятник национального и мирового значения. При этом в церкви Василия Блаженного продолжались богослужения до 1929 года. Открытие музея состоялось 21 мая 1923 года, и с тех пор собор никогда не закрывался для посетителей, за исключением нескольких лет во время и после Великой Отечественной войны
(он был недоступен для осмотра с 23 июля 1941 года и открылся вновь в день празднования 800‑летия Москвы 7 сентября 1947 года). В праздник Покрова Божией Матери, 14 октября 1990 года, в соборе была возобновлена богослужебная жизнь, и с этого момента собор стал примером сосуществования Церкви и музея.

Концепция экспозиции музея была определена подвижниками русской культуры Д. П. Суховым, Н. Н. Померанцевым и Е. И. Силиным, стоявшими у истоков создания музея. Благодаря их усилиям собор не только был сохранён от разграбления и искажения, но и стал убежищем для многих произведений церковного искусства, привезённых в него из разорённых и уничтоженных церквей. По их замыслу в соборе должен был экспонироваться прежде всего сам собор - его архитектура, монументальная живопись, иконы и иконостасы.


Пройдя по приделам собора и его галереям, можно увидеть, как менялся их облик в течение 450 лет. К юбилею священия собора впервые за его музейную историю были открыты для посетителей подклеты. До реставрации 1920‑х годов в восточной части первого яруса нахо дился тёплый храм, объединяющий приделы Василия Блаженного и Иоанна Блаженного и располагавшийся между ними подклет под церковью Святой Троицы. Недалеко от собора, на Варварке, в церкви Максима Исповедника, находились мощи другого московского юродивого - Максима Блаженного. Поэтому экспо зиция в северной части подклета впервые освещает историю московских блаженных и их почитания в Москве. Строительство собора и его реставрации,история его замысла и его место в церковной жизни Москвы нашли отражение в помещениях южной части подклета. Когда‑то в XVI и XVII веках подклет служил для хранения казны, теперь он выполняет роль хранилища древностей собора.


Архитектура собора Покрова на Рву и его строительная история породили немало легенд, подобных истории об ослеплении построивших его мастеров. Кроме откровенных вымыслов, в течение почти 150‑летнего изучения собора было накоплено множество версий о замысле и истории его строительства, многие из которых, несмотря на противоречивость и недостоверность, продолжают жить на страницах как старых, так и новых изданий. В его истории остаётся немало тайн, возникающих из‑за молчания письменных источников, а также легенд, призванных компенсировать это молчание и порождённых фантазией и домыслами как московских обывателей и иностранных путешественников, так и исследователей.

Про легенды и тайны Покровского собора читайте в следующем посте.

Музейный гид, Фотографии, Книга, Первая публикация, Москва, Музейный гид 2012, Музей, Благотворительный фонд В. Потанина

Previous post Next post
Up