Саркофаг «Церемония бракосочетания» так же находится в зале Юпитера. И опять в этом посте представлены не только мои фотографии, но и фотографии моего любимого блогера
lap_ira Многофигурный мраморный римский саркофаг из собрания маркиза Кампана II в. был найден в Монтичелли недалеко от Тиволи, и представляет собой три стенки рельфа с эпизодами свадьбы, охоты и пастушеского быта.
В сценах реальной жизни один персонаж, вероятно, трактован портретно. На сей раз я начала осмотр саркофага с правой стенки, на которой юноша на коне, не обращая внимания на оленя, старается пронзить копьем дикого вепря.
Над сценой охоты - два веселых сфинкса. Может - сфинксы - намек на мудрого юношу, который, разгадав загадку "жизни-сфинкса", обретет земное счастье.
На фронтальной стенке саркофага - свадьба, на которой юный охотник предстает в роли жениха. В изображениях саркофага и крышки сопоставлены сцены из жизни земной и небесной.
Жизнь небесная - на крышке и посвящена олимпийским божествам.
Свадебная церемония - жизнь земная. Похоже, что здесь изображено начало брачной церемонии, когда посредством гадания на алтаре по внутренностям животного, чаще всего свиньи, выяснялось отношение богов к союзу, который сейчас заключается.
О том, что знамения благополучны, жениху и невесте громко сообщали в присутствии собравшихся, иногда многочисленных гостей; на свадьбу приглашали родственников и друзей; не явиться на такое приглашение было неприлично.
Десять свидетелей подписывали брачный контракт и ставили к нему свои печати, хотя контракт этот и не был обязательным: "...настоящим браком будет тот, который заключен по желанию сочетающихся, хотя бы никакого контракта и не было".
В этих "брачных табличках" указывалось и определялось то приданое, которое приносила с собой жена. Жених и невеста тут же объявляли о своем согласии вступить в брак, и невеста произносила знаменитую формулу: "Где ты Гай, там и я - Гайя"; присутствующие громко восклицали: "Будьте счастливы!". Pronuba (слово непереводимое) - почтенная женщина, состоящая в первом браке, соединяла правые руки жениха и невесты: (этот символ дружеского и сердечного единения часто бывает представлен на саркофагах); и затем начинался пир, затягивавшийся обычно до позднего вечера.
Сохранилась "Свадебная песня" (стих 62) Катулла, написанная на манер греческих эпиталам, представляющая собой попеременное пение юношей и девушек перед наступлением брачной ночи.
Девушка так же: невинна пока - бесплодно стареет.
Если ж, для брака созрев, достойно в супружество вступит,
Мужу дороже и меньше родителю в тягость.
Гимен, о Гименей, Гимен, явись, Гименей!
Девушка, ты не перечь такому супругу. Нельзя ведь,
Право, перечить тому, за кого сам отец тебя выдал.
Мать и отец заодно - их воле должна быть послушна.
Девство не все ведь твое, а отчасти родителей также:
Треть в нём отцовская есть, материнская треть в нём другая,
Треть лишь одна в нём твоя. Потому не перечь ты обоим,
Тем, что права передали свои и приданое зятю.
Гимен, о Гименей, Гимен, явись, Гименей!
Вернемся от свадебной церемонии к нашему саркофагу. На левом рельефе изображен старый пастух и, если очень постараться, то можно представить конец земного пути юного охотника и жениха. Неунывающие сфинксы по прежнему любуются друг другом на крышке саркофага.
Подпирают весь земной цикл юного охотника тоже сфинксы.
Передние углы крышки саркофага украшены акротерием (скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения) в виде масок.
Встречаются не только римские мраморные саркофаги с изображением свадебных ритуалов, например, свадебного шествия, но и с изображением жениха и невесты, соединяющих правые руки, при этом в левой руке жених держит свиток (брачный договор). Часто за парой изображена дружка невесты (иногда с чертами богини - покровительницы брака Юноны), которая соединяет руки супругов.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=447747http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Serg/11.phphttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/2815aa18-e102-40a4-a0c6-dbf45d41949e/?fullView=1http://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16809