ТИПОЛОГИЯ КУКЛЫ: Кукла - Игрушка. Часть первая.

Sep 24, 2011 16:48

Словари, как правило, дают два основных толкования слова "кукла" - как игрушки и как фигуры в театральном представлении; иногда упоминается также кукла как фигура выставленная в витрине. Однако реальная история куклы выходит за рамки книжных определений. В одних культурах куклы служили вотивными предметами, в других - их религиозно-сакральная функция сочеталась со способностью быть детской игрушкой, в третьих - куклы наделялись еще более разнообразными свойствами. Но вне зависимости от того, какую роль играла кукла в конкретном регионе в ту или иную историческую эпоху, очевидно, что понятие "кукла" достаточно сложно и многогранно, а сама она многолика и многофункциональна.

Не раз предпринимались попытки классифицировать кукол, но при этом в большей или меньшей степени "высвечивалась" какая-то одна из многочисленных функций, поэтому наиболее органичной и всеохватывающей классификационной системой кукол по сей день остается система, разработанная знаменитым философом и культурологом Ю.М.Лотманом. Исходя из принципа "мобильности" кукол, он предложил разделить их на две основные группы, назвав это разделение "исходным материалом мифологии культуры".

Кукла-игрушка
К первой группе, по классификации Лотмана, относятся куклы-игрушки, или куклы для игры. К ней же причисляются театральные куклы и детские игрушки, основным отличием которых является способность двигаться или быть объектом игр либо манипуляций. В эту группы входят обрядовые куклы, куклы для шествий, утилитарные куклы и телекуклы.

Игрушка




Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причем игрушкой детской. Ребенок и игрушка - понятия нерасторжимые: едва ли не во все  исторические эпохи и практически повсеместно непременными участниками детских игр были игрушки. Особое место среди них всегда занимала кукла, и "особенность" обусловлена прежде всего тем,  что лишь она создана по образу и подобию человека и только она является его изображением - не важно, реалистическим, гротескным или подчас очень условным.

Но всякое ли изображение человека можно назвать куклой? Понятие "кукла" имеет как широкое, так и узкое значение.  В узком смысле кукла - это игрушка. Но значительно шире трактуют термин "кукла", например, археологи или искусствоведы, вполне обоснованно утверждающие,Ю что способность куклы служить объектом игры дишь одна, далеко не единственная и отнюдь не самая древняя из многих ее ункций.
Кукла - игрушка в начале своего исторического пути игрушкой не являлась, а имела совершенно иное предназначение - она изображала божество, выступала в роли искупительной жертвы, "ловушки" для злых духов, оберега, талисмана.

Насколько "человекообразными" были куклы-игрушки изначально, на ранних этапах своего развития? Согласно религиозным верованиям, предполагалось, а следовательно, сакрально. Например, в некоторых областях Ирака существовал запрет на игры детей с куклами, считалось, что они могут внезапно ожить и причинить детям вред.
Первые куклы-игрушки часто не имели лиц. В соответствии с традицией человеческий лик, даже грубо и едва намеченный, заслуживал особого почтения, и "приделать" его кукле-игрушке,Юа тем более играть таким изображением было кощунством. Чтобы избежать осквернения сакральности и все же дать ребенку возможность поиграть, остяки и самоеды заменяли "подобие человеческой головы" символом - верхней челюстью утиного или тарпаньего клюва, к которому пришивали лоскут, обозначающий тело куклы.



И сегодня дети "очеловечивают" свернутых из соломы и тряпок лялек, ав порой и просто камень,ветку, ком глины, наделяя обыденные предметы "человечностью". Здесь нет ничего удивительного, ведь детская игра строится на присущей ребенку способности ожиалять неодушевленный прдемт и верить в это перевоплощение. Чем больше кукла лишена конкретности, тем больший простор для творчества и фантазии она оставляет ребенку. Таким образом, тяга детей именно к простым игрушкам(куклам) органично совпадает с древнейшей традицией создания условных, непритязательных кукол-игрушек.

Апогеем условности можно считать... несуществующих кукол, игра с которыми распространена на острове Борнео, у народа бахау. Как подметил В. Шацков, один из российских исследователей куклы, игру девочек бахау отличает "ласковое убаюкивание пустоты, кормление воздуха, нежная влюбленность в ничто" - кукла и есть, и ее нет, но она несомненно подразумевается.

Постепенно кукла начинает играть роль своеобразного зеркала, отражающего изменения человеческого облика и  - одновременно - понимание человеком своей внешности. Каждый исторический период диктовал свое соотношение физического и духовного, телесного и интеллектуального, что, в свою очередь, предопределяло различие идеальных образов человека, способов его изображения и в конечном итоге разнообразие кукол, которые во все времена представляли собой совершенное воплощение человеческого тела.

Прекрасные представители огромной семьи кукол - игрушек разнятся как по внешнему виду (куклы-неваляшки, куклы-матрешки, куклы,сделанные из тыквы - горлянки и т.д.), так и по степени сложности (кукла-ветка аборигенов Австралии, современные механические куклы), по традиции и месту происхождения (городская, народная, кустарная куклы), по материалу изготовления (дерево,целлулоид, керамика, фарфор,гипс и т.д.) и по функциональности (способность играть роль  погремушки, выступать партнером по играм, быть ребенком).

Театральная кукла

Существуют различные точки зрения на происхождение театральной куклы. Согласно первой (Ш. Нодье), истоки его следует искать в детской игре. Согласно второй (Ш.Маньян), искусство, ставшее впоследствии театром кукол, возникло из попыток человека сделать подвижным изображение Бога.  Есть мнение, что искусство играющих кукол вытекает из традиционных обрядов, поскольку кукла изначальносоотносилась с культом предков и с маской.

История театральной куклы позволяет увидеть все многообразие ее ролевых функий: она представала в роли пращура, потомка, хранительницы души и духа, изображения божества, духовной сущности и самого человека.

Огромная популярность театральной куклы во времена античности в период раннего Средневековья сменилась упадком. В эпоху Возрождения для театральной куклы начался новый, "активный" этап жизни, исчезли запреты в отношении кукольников и кукольного театра, обновили его связи  с актерским театром.

Золотым веком кукольного театра стало XVIII  столетие: кукольные спектакли пользовались необычайной популярностью, куклы-марионетки играли знаменитые пьесы, поражая своей виртуозной игрой. Однако возникшая в театральном искусстве оппозиция куклы живому актеру внесла поправки в способность куклы служить телесной моделью человека: если кукла-игрушка была образом человека вообще, то театральная кукла стала моделью актера, причем более других его напоминала марионетка.

В продолжении статьи: обрядовые куклы, куклы для шествий, утилитарные куклы.

Источник: Куклы мира/ Вед.ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева.-М.: Аванта , 2003.-184с.:ил.

Петербургский музей кукол, куклы, типология кукол, театральные куклы, история кукол, игрушка

Previous post Next post
Up