Друзья! Сегодня в музее кукол открылась новая временная выставка "Роскошный и пугающий Головин". Этот уникальный проект приурочен к 150-летию со дня рождения художника. В пространстве малого зала представлены одиннадцать кукол, воссозданные театральные костюмы, а также копии эскизов образов персонажей и декораций. В истории театрального искусства имя живописца А.Я.Головина занимает особое и весьма значимое место. В течение более чем 10 лет мастер занимался сценическими постановками императорской России, достигнув в этом деле самых больших высот. Подлинным успехом и творческой вершиной Головина-оформителя стала постановка "Маскарад" по пьесе М.Ю. Лермонтова (1835 г.). Премьера состоялась 25 февраля 1917 г., в канун первых революционных событий, что придает ей поистине роковое значение.
[Продолжение] Подготовкой «Маскарада» заведовал В.Э. Мейрхольд, уже прославившийся к тому моменту, в том числе, совместными постановками с А.Я. Головиным. Работа двух мастеров началась в 1911 г. со скрупулезного изучения материалов эпохи сороковых годов XIX века в библиотеках, музеях, архивах, чтобы чувствовать себя свободными в ее истолковании. Итогом работы художника стали более, чем 4000 рисунков, которые менялись и отбирались в процессе взаимодействия с актерами и дальнейшим оформлением постановки.
Эскизы "Гитана" и "Incroyable" (макеты данных костюмов представлены на выставке) В своей работе над «Маскарадом» Головин выразил надвигающуюся бурю неотвратимых перемен: величественные, композиционно сложные декорации, костюмы, представившие череду ярких, но, иногда, пугающих образов - все это поражало зрителя и затягивало в пучину глубокой безысходности.
Эскиз занавеса, открывавшего постановку "Маскарад" (1917) Пурпурно-черный занавес открывал драматическую историю о любви, ненависти, гордыне и нравах светского общества прошлого столетия. Из-за цепочки роковых случайностей, сложившихся во время бала маскарада, главный герой - Евгений Арбенин - подозревает свою молодую супругу Нину в неверности. Недоверие, страх оказаться обманутым, а также ложь и хитрости окружающих, заставляют Арбенина пойти на ужасный шаг - убить свою жену. Развязка оказывается драматичной: месть Неизвестного - самого загадочного персонажа пьесы - привела к смерти возлюбленной, о чьей невиновности главный герой узнает лишь совершив страшный поступок.
Эскиз занавеса, открывавшего второе действие Воссоздание костюмов по эскизам А.Я. Головина стало не менее сложной, кропотливой и, конечно, творческой работой. Сейчас в музее русской драмы при Александринском театре находятся оригинальные костюмы 1917 г., однако, до нашего времени дошли не все. В 2009 г. студенты Академии театрального искусства в Санкт-Петербурге начали восстанавливать их в качестве дипломных проектов. Первым стал костюм «Монты» (представлен на выставке), а следующим костюм «Китайца» (представлен на выставке). В работе над таким проектом требуется не только умение шить, но и конструировать. А также владение техниками бутафории. Например, для «Китайца» вся ткань была окрашена вручную, а перья на головном уборе изготовлены из нарезанной и вычесанной органзы.
Костюм "Монты" Интерьерные куклы в уменьшенных копиях костюмов создавались студентами в качестве одного из учебных заданий с не меньшей тщательностью и степенью подготовки. «Испанка» в черном платье, украшенном цветочным узором, соседствует с «Дамой треф», чей сложный декор наряда включает мотивы карточной масти, а костюм «Турчанки» привлекает внимание не столько восточной роскошью, сколько цветовым решением в духе модерна.
"Турчанка" "Испанка" "Дама треф" А.Я.Головин сумел создать целую сценическую симфонию: яркую, эмоциональную, живописную, но, вместе с тем, содержащую тяжелые ноты драматичного финала. Роскошь всего действа была особенной, беспримерной даже для придворных театров прошлого, тем символичнее, что она стала завершающим аккордом уходящей эпохи.
Литература 1.Гусарова А. Александр Головин. - М., 2003 2.Беляев М.Д. Маскарад Лермонтова в театральных эскизах Головина. - М.,1941