[Spoiler (click to open)]Ещё штука: этот фильм сложно сделан и одновременно в нём нет эффектов современного голливудского кино. Мы ждём этих киноштампов - и нам опять их не дадут. Потому что и эту сторону ожиданий создатели фильма знают. Сложность обеспечивается совсем другим. Чтобы понять это, посмотрите хотя бы сцену бала, где танцуют, только танцуют, причём что-то совсем невообразимое, изломанное и смешное и одновременно многосоставное, и где сыграна, очень сильно сыграна трагедия Кити и начало заворожённости Анны, двойная гибель, в настоящем и в будущем. Посмотрите - а после неё посмотрите сцену бала в дзефиреллиевском «Ромео и Джульетте». Сравнение этих двух гениальных, похожих и таких разных эпизодов я бы давал студентам в киноинститутах. Чтобы показать, что такое условность и как она может быть сделана.
В фильме весь мир - театр. Неожиданно, что именно в театре будут скачки - и лошадь Вронского на круп грохнется со сцены в зал. Театр порастёт в финале роскошной травой забвения - прямо на подмостках и в партере будет бушевать какой-то то ли подмаренник, то ли болиголов. В театре будут жить и умирать - на колосниках, за кулисами, при свете керосиновых софитов… Декорации будут распахиваться и наплывать, открывать неожиданные ракурсы и задавать невиданные превращения. И всё это просто здоровско сделано.
Самое важное, что всё это отстранение создано специально, чтобы сохранить живую жизнь истории и текста. У Ефима Эткинда есть интересный анализ фразы Маяковского из «Облака в штанах»: «Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана. Хорошо, когда брошенный в зубы эшафоту, крикнуть: «Пейте какао Ван-Гуттена!» Это такой был реальный случай: приговорённый к публичной смерти выкрикнул с эшафота рекламный ролик какао (за это его семью компания потом содержала). Эткинд спрашивает: разве последние слова человека на Земле должны быть такие? Это же чушь. Перед смертью надо сказать что-то значительное, итоговое. А что? И вот выясняется, что на самом деле нет таких слов. Слов, которые передали бы трагедию прямо. Все слова перед лицом смерти - не подходят. И что как раз намеренно косвенное высказывание, слова явно не про то - как раз оказываются про то. Самое неподходящее сильнее всего действует. У Чехова та же история: рушится жизнь, а герой произносит: «А сейчас, должно быть, в этой самой Африке жарища - страшное дело!» (Кстати, маяковский ритм вдруг здесь у Чехова!) И трагедия его становится острее острого.
Так вот, нынешний фильм про Каренину - это тоже такое специально косвенное высказывание, которое кажется возмутительно не про то, а на самом деле точнее всего передаёт главный смысл. Этому постмодерну удалось стать таким живым, что диву даёшься. Посмотрите сами, не пожалеете."