Экспериментальный ряд с глушителем Zircopax и с оксидом олова. Фото с digitalfire.com
Здравствуйте!
В сегодняшней главе мы рассмотрим с вами ещё один аспект глазурной вселенной - это процесс разработки керамистом качественных глазурей.
Эта глава достаточно короткая, но мне кажется, что данная в ней информация сможет послужить хорошей основой для тех, кто собрался научиться делать свои глазури и в конце концов разработать некоторое количество удачных глазурей для постоянного использования. А также она будет особенно полезной для тех, кто уже начал экспериментировать, но потерпел некоторые неудачи, или может даже почти отчаялся.
В конце главы я предлагаю вам несколько рецептов ещё не теститованных глазурей для разных температур, чтобы дать основу для ваших экспериментов и получения практических знаний и навыков.
Начать главу я хочу, вставив сюда вступление из англоязычной брошюры "33 Tried and True Glazes" - "33 работающих глазури", которую я перевела для вас на русский язык. Сама брошюры имеет для нашей действительности несколько ограниченную ценность, так как во многих рецептах используются не имеющиеся у нас в России компоненты, а также много глазурей на температуру 1200°С, на которой не каждый в России обжигает. Но та "глазурная мудрость" которая проскальзывает
из написанного, и особенно из приложений в конце, стоит того, чтобы прочитать эту статью или хотя бы вступление.
Оригинал брошюры можно скачать вот здесь:
Сам файл:
http://ceramicartsdaily.org/wp-content/uploads/2009/04/33triedtrueglazerecipes.pdf Сайт с разными статьями, на котором этот файл можно найти, правда только с регистрацией:
http://ceramicartsdaily.org/free-gifts/ Glazes are good. Глазури - это классно.
Автор: Шерман Халл, специалист по глазурям, редактор журнала CeramicsMonthly.
Если вы скачали эту брошюру с глазурными рецептами, то вы наверное тоже думаете, что глазури - это классно.
Но, рассматривая все эти чудесные цвета и поверхности на фотографиях к рецептам, не думайте, что теперь можно сразу смешать 5 литров любой из этих глазурей, окунуть в неё кучу изделий на целую печь, обжечь, продать и заработать быстренько хорошую сумму. Конечно, эти рецепты были проверены авторами и используются ими в большом количестве. Но любой из них - а они все достаточно состоявшиеся керамисты - скажет вам, что любую глазурь нужно сначала попробовать в ваших условиях обжига.
Все эти глазури смешивались из компонентов, купленных в разных местах, обжигались в разных печах, с разными программами обжига, и что особенно - с разным отношением к глазурированию и к самому обжигу. А ваше отношение к ним и ваши методы работы, ваши компоненты - могут существенно отличаться от того, что имеется у авторов этих глазурей.
Я бы посоветовал вам, независимо от выбранного вами рецепта, начать с небольшого количества - например 500г. [500г имеется в виду при общем, очень большом расходе глазурей - несколько вёдер в месяц. При расходе 1-3 Botz'овских баночек в месяц - с лихвой хватит 100г для начальной пробы. Прим. пер.] Некоторые глазури могут хорошо сработать с первого раза, и для каждого подарок, когда это происходит. Но представим, хотя бы ради примера, что ваша глина, или ваши условия обжига или ещё что-то, изменят некоторые свойства глазури и она не будет выглядеть так, как на картинке.
И что теперь?
Может быть, у вас получилась прекрасная глазурь, которая из-за ряда неизвестных причин просто отличается от той, которая получалась у автора рецепта. А может быть, вы попались на крючок - потому что теперь вам прийдётся разобраться поглубже в глазурном деле, чтобы получить желаемый результат. И вот - вы входите в мир экспериментов и химии. Не переживайте и не страдайте - это легче и проще, как кажется в начале.
Для того, чтобы помочь вам в освоении этого интересного занятия, в конце статьи есть небольшая сборка полезной информации:
"Глазури: материалы, смешивание, тестирование и обжиг", автор - Jeff Zamek
Это общий обзор фишек, которые полезно знать при смешивании/создании своих глазурей. Кто знал, что размер печи или скорость охлаждения так сильно влияют на конечный результат? Даже если вы уже об этом знаете, тем не менее в этом обзоре вас ожидает немалое количество секретов по работе с глазурями от крупного специалиста в этой теме.
"Палитра керамиста", автор - Robin Hopper
Сбор различных возможностей окраски ваших глазурей в разные цвета. Вот представьте, у вас есть суперская глазурь, с прекрасной текстурой, сбалансированная, которую вы пробовали и которая хорошо ложится на ваши изделия. Но вот если бы она была красной... И не просто красной, а именно той красной, как вам нужно для определённого проекта! Для того, чтобы добиться такого результата, вам поможет Robin Hopper c 45-летним стажем составления глазурей, который собрал в одну кучу большое количество возможностей
окраски глазурей в разные цвета.
"Как влияют общепринятые керамические компоненты на глазури и керамические массы?", таблица
Обзорная таблица разных материалов и их функций в глазурях и массах. Если вы нашли хороший рецепт, но ещё не работали с каким-то и присутвующих компонентов, в приведённой таблице вы сможете узнать, для чего этот компонент фигурирует в данном рецепте. Это поможет вам определится, подходит ли этот рецепт для ваших целей, методов работы и особенностей обжига.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В целом, эти приложения осветят рецепты брошюры, а так же и все другие рецепты несколько глубже, чем это возможно посредством фотографии. У вас появится возможность не только оценить глазурный рецепт по его пригодности для определённых целей, но и со временем начать понимать, как себя показывают в работе отдельные компоненты. Вы увидите, что у вас есть компоненты-друзья, а также и компоненты-саботёры. И в один прекрасный миг вы вдруг подумаете, "А не стоит мне ли составить свою глазурь, которая ответит
моим потребностям лучше, чем все эти рецепты других керамистов?"
Вот что значит по настоящему: "Глазури - это классно!"
Как очень точно описал автор этого вступления - создание глазурей это не просто "Смешал - Покрасил - Получилось". Это некий процесс экспериментов, изменений, оптимизации, удач и неудач, который приводит человека к созданию его личных глазурей, а с этим повышается и его компетентность в работе с разными компонентами, массами и в общем с керамикой.
Так что главное, что я хотела вам сказать, вставив сюда это небольшое вступление: Нужно уметь подстраивать рецептуру глазури под свои условия и потребности!
Мне приходило уже несколько писем, где у ребят то прозрачная из второй главы получилась с жутким цеком, то 172я такой шершавой, что трудно узнать, что это глазурь. И эти примеры - не исключение из правил. Так будет происходить очень часто. И если керамист, работающий с рецептами глазурей не может подстроить рецепт под свои условия и потребности, идея самодельных глазурей теряет всякий смысл...
Поэтому, сегодня я хочу поделиться с вами некоторым количеством ещё не тестированных рецептов, которые я взяла из книги Keramische Glasuren, автора Wolf Mattes. Тут не факт, что со всеми рецептами получится что-то удобоваримое, как и у меня в начале получались очень странные пробнички. Исходя и моего небольшого опыта по глазурям, я даже могу предугадать, что некоторые из этих рецептов не дадут приятной поверхности и ровного цвета ( это из-за того, что многие из этих рецептов я пересчитывала из оригинала на
доступные нам сегодня компоненты, в процессе чего свойства глазури могли и поменяться). Но, эти рецепты выставлены тут как раз не для того, чтобы получить опрятный результат, а для того, чтобы опробывав их, вы вдруг бы поняли, что это значит, что в этой глазури много этого компонента, и недостаточно того!
И может быть, получив в результате какую-нибудь странную глазурь, и пребывая в сомнениях, но несмотря ни на что, всё-равно попробовав её изменить, вы получите глазурь вашей мечты, с которой потом будете работать долгие годы!
Рецепты
Рецепты даны на три температурных интервала: до 1050°, 1060°-1120° и 1120° - 1180° C.
Рецепты глазурей на температуру выше 1200°C можно в большом количестве найти в интернете (правда часто в англоязычных источниках), поэтому я их пока не выставляю. Если же у кого-то появится потребность в таких глазурях на страницах этого блога, то пишите в комментариях, и я добавлю несколько.
В книге-источнике очень много разных глазурей, но многие из них не подходят под наши условия из-за употребляемых в них вредных компонентов (книга изначально написана уже давно) или компонентов, которых на российском рынке пока не встречается. Я уже давно выбираю оттуда подходящие рецепты, при надобностии пересчитываю и в дальнейшем буду продолжать выставлять их в этом курсе.
Глазури на температуру до 1050°C (подходят по температуре для красной глины)
Глазурь #54
Температура: 980°-1040°C (SK 06a-03a)
Описание в книге: прозрачная, глянцевая
Бура 50
Кварцевая мука 30
Каолин14
Мел 6
Глазурь #197
Температура: 1020°-1040°C (SK 04a-03a)
Описание в книге: белая, глухая, полуматовая, кракле
Кварцевая мука 58
Бура 18
Глина белая, жирная 9
Поташ 7
Каолин 6
Мел 2
Глазурь #943
Температура: 1000°-1040°C (SK 05a-03a)
Описание в книге: сатиново-матовая, бирюзово-зелёная. Щелочно-борная глазурь
Мел 32
Бура 24
Кварцевая мука 17
Глина белая жирная 10
Поташ 9
Каолин 8
+ 2,5 CuO
Глазурь # 966
Температура: 1040°-1060°C (SK 03a-02a)
Описание в книге: сатиново-матовая, кракле, бежево-белая, полуглухая при тонком слое
SrO16
Тальк 16
Бура 14
Каолин 14
Кварцевая мука 13
Полевой шпат 11
Мел 8
ZnO 8
Глазури на температуру 1060-1120°C
Глазурь #55
Температура: 1040°-1100°C (SK 03a-1a)
Кварцевая мука 32
Каолин 29
Бура 27
Поташ 10
Мел 2
Глазурь #115
Температура: 1060°-1120° C (SK 02a-2a)
Описание в книге: прозрачная, глянцевая
Бура 32
Полевой шпат 23
Мел 17
Каолин 14
Доломит 7
SrO 7
Глазурь #155
Температура: 1040°-1140°C (SK 03a-3a)
Описание в книге: белая, глухая, глянцевая, для посуды
Кварцевая мука32
Бура 25
Глина белая 16
Каолин 12
Мел 8
SnO2 6
ZnO 1
Глазурь #959
Температура: 1060°-1120° (SK03a-2a)
Описание в книге: глухая, глянцевая, хромово-зелёная
Кварцевая мука34
Каолин 30
Бура 26
Мел 9
ZnO 1
+ 2,5 Cr2O3
Глазури на температуру 1060-1120°C
Глазурь #27
Температура: 1120°-1140° (SK 2a-3a)
Описание в книге: глянцевая, без кракле, очень вязкая
Каолин 28
Кварцевая мука 20
Мел 18
Полевой шпат 15
Бура 12
Доломин 7
Глазурь #57
Температура: 1120°-1180°C (SK 2a-5a)
Описание в книге: прозрачная, глянцевая
Кварцевая мука 34
Каолин 29
Бура 27
Мел 9
ZnO 1
Глазурь #157
Температура: 1120°-1200°C (SK 2a-6a)
Описание в книге: белая, глянцевая, не совсем глухая если тонким слоем. Хорошо поверх ангобов. Для посуды.
Кварцевая мука 38
Каолин 24
Бура 17
Тальк 11
Мел 6
SnO2 3
ZnO 1
Глазурь #963
Температура: 1120°-1140°C (SK 2a-3a)
Описание в книге: сатиново-матовая, глухая, голубая/голубо-серая
Кварцевая мука 20
Каолин 20
Мел 18
Полевой шпат 15
Бура 12
Доломит 6
TiO2 5
SnO2 4
+0.4 CoO или CoCO3
Важным аспектом при экспериментах является то, что нужно сразу пробовать обжигать много глазурей, от 5 до 10 разных пробников. Так будет больше повода для размышлений, быстрее добудется нужный результат, будет больше опыта. Если каждый раз обжигать по одному пробнику, то можно легко выбится из сил и отчаятся, чего надеюсь ни с кем не случится!
Естесственно, мы все привыкли к производственным глазурям, которые работают при любых условиях, во всех печах и на всех температурах, и это очень расслабляет. Но тот, кто преодолеет барьер, откроет для себя новый мир полный цвета и текстуры, выбьет для себя в этом сражении полную свободу в самовыражении через керамику.
Фотографии
После того, как я более менее разобралась с тем, как себя показывают разные компоненты в глазурях, у меня стали получаться более интересные пробники. Вот небольшая сборка фотографий моих глазурей.
Медно-железно-зёленая на 1050° c выдержкой
Коричневая на 1050° c выдержкой
Прозрачно-матовая на 1050°
Полевошпатовая матовая на 1050°
Прозрачная кракле с нефелин-сиенитом на 1050°
Новшество
Сегодня я хочу объявить о новшестве - в ЖЖ появилась группа для создателей самодельных глазурей! Группа называется
glasuri_svoi.
Эта группа создана для того, чтобы люди делились результатами своих экспериментов. Я говорю слово эксперимент, а не глазурь, потому что речь идёт не только о красивых глазурях, а также о некрасивых пробниках и странных покрытиях. Именно они дают отличные уроки, что можно сделать лучше, чтобы получилась прекрасная глазурь! Если мы будем выкладывать результаты наших экспериментов, то каждому не прийдётся проводить один и тот же эксперимент снова и снова - ведь он же уже в деталях описан в группе! Тогда процесс создания прекрасных глазурей пойдёт намного быстрее и мы создадим большое количество чудесных поверхностей!
Я уже выставила несколько своих экспериментов, и в дальнейшем буду выставлять ещё. Буду рада и вашим постам в ней!
Для тех же читателей, у которых нет регистрации в ЖЖ, но которые тоже хотели бы поделиться своими пробниками и наработками, я открыла совместный блог на Wordpress:
https://murtilleblog.wordpress.com/ Через некоторое время выйдет следующая главы курса! До встречи!
P.S.: Ещё я хотела бы выразить свою благодарность определённой группе людей:
Дорогие сотрудники Портала Керамики ака Хорсс! Спасибо Вам большое, что вы упоминули мои статьи на вашей страничке! Мне было очень приятно!