«Курс по изготовлению авторских керамических глазурей. Глава 5»

Jun 27, 2015 13:08




Экспериментальный ряд с глушителем Zircopax и с оксидом олова. Фото с digitalfire.com

Здравствуйте!

В сегодняшней главе мы рассмотрим с вами ещё один аспект глазурной вселенной - это процесс разработки керамистом качественных глазурей.

Эта глава достаточно короткая, но мне кажется, что данная в ней информация сможет послужить хорошей основой для тех, кто собрался научиться делать свои глазури и в конце концов разработать некоторое количество удачных глазурей для постоянного использования. А также она будет особенно полезной для тех, кто уже начал экспериментировать, но потерпел некоторые неудачи, или может даже почти отчаялся.

В конце главы я предлагаю вам несколько рецептов ещё не теститованных глазурей для разных температур, чтобы дать основу для ваших экспериментов и получения практических знаний и навыков.


Начать главу я хочу, вставив сюда вступление из англоязычной брошюры "33 Tried and True Glazes" - "33 работающих глазури", которую я перевела для вас на русский язык. Сама брошюры имеет для нашей действительности несколько ограниченную ценность, так как во многих рецептах используются не имеющиеся у нас в России компоненты, а также много глазурей на температуру 1200°С, на которой не каждый в России обжигает. Но та "глазурная мудрость" которая проскальзывает
из написанного, и особенно из приложений в конце, стоит того, чтобы прочитать эту статью или хотя бы вступление.

Оригинал брошюры можно скачать вот здесь:

Сам файл: http://ceramicartsdaily.org/wp-content/uploads/2009/04/33triedtrueglazerecipes.pdf

Сайт с разными статьями, на котором этот файл  можно найти, правда только с регистрацией: http://ceramicartsdaily.org/free-gifts/

Glazes are good. Глазури - это классно.

Автор: Шерман Халл, специалист по глазурям, редактор журнала CeramicsMonthly.

Если вы скачали эту брошюру с глазурными рецептами, то вы наверное тоже думаете, что глазури - это классно.

Но, рассматривая все эти чудесные цвета и поверхности на фотографиях к рецептам, не думайте, что теперь можно сразу смешать 5 литров любой из этих глазурей, окунуть в неё кучу изделий на целую печь, обжечь, продать и заработать быстренько хорошую сумму. Конечно, эти рецепты были проверены авторами и используются ими в большом количестве. Но любой из них - а они все достаточно состоявшиеся керамисты - скажет вам, что любую глазурь нужно сначала попробовать в ваших условиях обжига.

Все эти глазури смешивались из компонентов, купленных в разных местах, обжигались в разных печах, с разными программами обжига, и что особенно - с разным отношением к глазурированию и к самому обжигу. А ваше отношение к ним и ваши методы работы, ваши компоненты - могут существенно отличаться от того, что имеется у авторов этих глазурей.

Я бы посоветовал вам, независимо от выбранного вами рецепта, начать с небольшого количества - например 500г. [500г имеется в виду при общем, очень большом расходе глазурей - несколько вёдер в месяц. При расходе 1-3 Botz'овских баночек в месяц - с лихвой хватит 100г для начальной пробы. Прим. пер.] Некоторые глазури могут хорошо сработать с первого раза, и для каждого подарок, когда это происходит. Но представим, хотя бы ради примера, что ваша глина, или ваши условия обжига или ещё что-то, изменят некоторые свойства глазури и она не будет выглядеть так, как на картинке.

И что теперь?

Может быть, у вас получилась прекрасная глазурь, которая из-за ряда неизвестных причин просто отличается от той, которая получалась у автора рецепта. А может быть, вы попались на крючок - потому что теперь вам прийдётся разобраться поглубже в глазурном деле, чтобы получить желаемый результат. И вот - вы входите в мир экспериментов и химии. Не переживайте и не страдайте - это легче и проще, как кажется в начале.

Для того, чтобы помочь вам в освоении этого интересного занятия, в конце статьи есть небольшая сборка полезной информации:

"Глазури: материалы, смешивание, тестирование и обжиг", автор - Jeff Zamek

Это общий обзор фишек, которые полезно знать при смешивании/создании своих глазурей. Кто знал, что размер печи или скорость охлаждения так сильно влияют на конечный результат? Даже если вы уже об этом знаете, тем не менее в этом обзоре вас ожидает немалое количество секретов по работе с глазурями от крупного специалиста в этой теме.

"Палитра керамиста", автор - Robin Hopper

Сбор различных возможностей окраски ваших глазурей в разные цвета. Вот представьте, у вас есть суперская глазурь, с прекрасной текстурой, сбалансированная, которую вы пробовали и которая хорошо ложится на ваши изделия. Но вот если бы она была красной... И не просто красной, а именно той красной, как вам нужно для определённого проекта! Для того, чтобы добиться такого результата, вам поможет Robin Hopper c 45-летним стажем составления глазурей, который собрал в одну кучу большое количество возможностей
окраски глазурей в разные цвета.

"Как влияют общепринятые керамические компоненты на глазури и керамические массы?", таблица

Обзорная таблица разных материалов и их функций в глазурях и массах. Если вы нашли хороший рецепт, но ещё не работали с каким-то и присутвующих компонентов, в приведённой таблице вы сможете узнать, для чего этот компонент фигурирует в данном рецепте. Это поможет вам определится, подходит ли этот рецепт для ваших целей, методов работы и особенностей обжига.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В целом, эти приложения осветят рецепты брошюры, а так же и все другие рецепты несколько глубже, чем это возможно посредством фотографии. У вас появится возможность не только оценить глазурный рецепт по его пригодности для определённых целей, но и со временем начать понимать, как себя показывают в работе отдельные компоненты. Вы увидите, что у вас есть компоненты-друзья, а также и компоненты-саботёры. И в один прекрасный миг вы вдруг подумаете, "А не стоит мне ли составить свою глазурь, которая ответит
моим потребностям лучше, чем все эти рецепты других керамистов?"

Вот что значит по настоящему: "Глазури - это классно!"

Как очень точно описал автор этого вступления - создание глазурей это не просто "Смешал - Покрасил - Получилось". Это некий процесс экспериментов, изменений, оптимизации, удач и неудач, который приводит человека к созданию его личных глазурей, а с этим повышается и его компетентность в работе с разными компонентами, массами и в общем с керамикой.

Так что главное, что я хотела вам сказать, вставив сюда это небольшое вступление: Нужно уметь подстраивать рецептуру глазури под свои условия и потребности!

Мне приходило уже несколько писем, где у ребят то прозрачная из второй главы получилась с жутким цеком, то 172я такой шершавой, что трудно узнать, что это глазурь. И эти примеры - не исключение из правил. Так будет происходить очень часто. И если керамист, работающий с рецептами глазурей не может подстроить рецепт под свои условия и потребности, идея самодельных глазурей теряет всякий смысл...

Поэтому, сегодня я хочу поделиться с вами некоторым количеством ещё не тестированных рецептов, которые я взяла из книги Keramische Glasuren, автора Wolf Mattes. Тут не факт, что со всеми рецептами получится что-то удобоваримое, как и у меня в начале получались очень странные пробнички. Исходя и моего небольшого опыта по глазурям, я даже могу предугадать, что некоторые из этих рецептов не дадут приятной поверхности и ровного цвета ( это из-за того, что многие из этих рецептов я пересчитывала из оригинала на
доступные нам сегодня компоненты, в процессе чего свойства глазури могли и поменяться). Но, эти рецепты выставлены тут как раз не для того, чтобы получить опрятный результат, а для того, чтобы опробывав их, вы вдруг бы поняли, что это значит, что в этой глазури много этого компонента, и недостаточно того!

И может быть, получив в результате какую-нибудь странную глазурь, и пребывая в сомнениях, но несмотря ни на что, всё-равно попробовав её изменить, вы получите глазурь вашей мечты, с которой потом будете работать долгие годы!

Рецепты

Рецепты даны на три температурных интервала: до 1050°, 1060°-1120° и 1120° - 1180° C.

Рецепты глазурей на температуру выше 1200°C можно в большом количестве найти в интернете (правда часто в англоязычных источниках), поэтому я их пока не выставляю. Если же у кого-то появится потребность в таких глазурях на страницах этого блога, то пишите в комментариях, и я добавлю несколько.

В книге-источнике очень много разных глазурей, но многие из них не подходят под наши условия из-за употребляемых в них вредных компонентов (книга изначально написана уже давно) или компонентов, которых на российском рынке пока не встречается. Я уже давно выбираю оттуда подходящие рецепты, при надобностии пересчитываю и в дальнейшем буду продолжать выставлять их в этом курсе.

Глазури на температуру до 1050°C (подходят по температуре для красной глины)

Глазурь #54
Температура: 980°-1040°C (SK 06a-03a)
Описание в книге: прозрачная, глянцевая
Бура 50
Кварцевая мука 30
Каолин14
Мел 6

Глазурь #197
Температура: 1020°-1040°C (SK 04a-03a)
Описание в книге: белая, глухая, полуматовая, кракле
Кварцевая мука 58
Бура 18
Глина белая, жирная 9
Поташ 7
Каолин 6
Мел 2

Глазурь #943
Температура: 1000°-1040°C (SK 05a-03a)
Описание в книге: сатиново-матовая, бирюзово-зелёная. Щелочно-борная глазурь
Мел 32
Бура 24
Кварцевая мука 17
Глина белая жирная 10
Поташ 9
Каолин 8
+ 2,5 CuO

Глазурь # 966
Температура: 1040°-1060°C (SK 03a-02a)
Описание в книге: сатиново-матовая, кракле, бежево-белая, полуглухая при тонком слое
SrO16
Тальк 16
Бура 14
Каолин 14
Кварцевая мука 13
Полевой шпат 11
Мел 8
ZnO 8

Глазури на температуру 1060-1120°C

Глазурь #55
Температура: 1040°-1100°C (SK 03a-1a)
Кварцевая мука 32
Каолин 29
Бура 27
Поташ 10
Мел 2

Глазурь #115
Температура: 1060°-1120° C (SK 02a-2a)
Описание в книге: прозрачная, глянцевая
Бура 32
Полевой шпат 23
Мел 17
Каолин 14
Доломит 7
SrO 7

Глазурь #155
Температура: 1040°-1140°C (SK 03a-3a)
Описание в книге: белая, глухая, глянцевая, для посуды
Кварцевая мука32
Бура 25
Глина белая 16
Каолин 12
Мел 8
SnO2 6
ZnO 1

Глазурь #959
Температура: 1060°-1120° (SK03a-2a)
Описание в книге: глухая, глянцевая, хромово-зелёная
Кварцевая мука34
Каолин 30
Бура 26
Мел 9
ZnO 1
+ 2,5 Cr2O3

Глазури на температуру 1060-1120°C

Глазурь #27
Температура: 1120°-1140° (SK 2a-3a)
Описание в книге: глянцевая, без кракле, очень вязкая
Каолин 28
Кварцевая мука 20
Мел 18
Полевой шпат 15
Бура 12
Доломин 7

Глазурь #57
Температура: 1120°-1180°C (SK 2a-5a)
Описание в книге: прозрачная, глянцевая
Кварцевая мука 34
Каолин 29
Бура 27
Мел 9
ZnO 1

Глазурь #157
Температура: 1120°-1200°C (SK 2a-6a)
Описание в книге: белая, глянцевая, не совсем глухая если тонким слоем. Хорошо поверх ангобов. Для посуды.
Кварцевая мука 38
Каолин 24
Бура 17
Тальк 11
Мел 6
SnO2 3
ZnO 1

Глазурь #963
Температура: 1120°-1140°C (SK 2a-3a)
Описание в книге: сатиново-матовая, глухая, голубая/голубо-серая
Кварцевая мука 20
Каолин 20
Мел 18
Полевой шпат 15
Бура 12
Доломит 6
TiO2 5
SnO2 4
+0.4 CoO или CoCO3

Важным аспектом при экспериментах является то, что нужно сразу пробовать обжигать много глазурей, от 5 до 10 разных пробников. Так будет больше повода для размышлений, быстрее добудется нужный результат, будет больше опыта. Если каждый раз обжигать по одному пробнику, то можно легко выбится из сил и отчаятся, чего надеюсь ни с кем не случится!

Естесственно, мы все привыкли к производственным глазурям, которые работают при любых условиях, во всех печах и на всех температурах, и это очень расслабляет. Но тот, кто преодолеет барьер, откроет для себя новый мир полный цвета и текстуры, выбьет для себя в этом сражении полную свободу в самовыражении через керамику.

Фотографии

После того, как я более менее разобралась с тем, как себя показывают разные компоненты в глазурях, у меня стали получаться более интересные пробники. Вот небольшая сборка фотографий моих глазурей.

Медно-железно-зёленая на 1050° c выдержкой


Коричневая на 1050° c выдержкой


Прозрачно-матовая на 1050°


Полевошпатовая матовая на 1050°



Прозрачная кракле с нефелин-сиенитом на 1050°


Новшество

Сегодня я хочу объявить о новшестве - в ЖЖ появилась группа для создателей самодельных глазурей! Группа называется glasuri_svoi.

Эта группа создана для того, чтобы люди делились результатами своих экспериментов. Я говорю слово эксперимент, а не глазурь, потому что речь идёт не только о красивых глазурях, а также о некрасивых пробниках и странных покрытиях. Именно они дают отличные уроки, что можно сделать лучше, чтобы получилась прекрасная глазурь! Если мы будем выкладывать результаты наших экспериментов, то каждому не прийдётся проводить один и тот же эксперимент снова и снова - ведь он же уже в деталях описан в группе! Тогда процесс создания прекрасных глазурей пойдёт намного быстрее и мы создадим большое количество чудесных поверхностей!

Я уже выставила несколько своих экспериментов, и в дальнейшем буду выставлять ещё. Буду рада и вашим постам в ней!

Для тех же читателей, у которых нет регистрации в ЖЖ, но которые тоже хотели бы поделиться своими пробниками и наработками, я открыла совместный блог на Wordpress: https://murtilleblog.wordpress.com/

Через некоторое время выйдет следующая главы курса! До встречи!

P.S.: Ещё я хотела бы выразить свою благодарность определённой группе людей:

Дорогие сотрудники Портала Керамики ака Хорсс! Спасибо Вам большое, что вы упоминули мои статьи на вашей страничке! Мне было очень приятно!

глазури, курс по изготовлению глазурей

Previous post Next post
Up